ДИАГНОСТИКА И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПСИХИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЯХ ЧЕЛОВЕКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Лиханов Ю.Ю., Мячина Е.К., Стебляк Е.А., Усенко Д.М.

Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Россия

ДИАГНОСТИКА И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПСИХИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЯХ ЧЕЛОВЕКА У ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Авторы обращаются к проблеме изучения и коррекции представлений детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья о психических переживаниях человека. Актуальность проблемы обосновывается влиянием представлений о переживаниях и психическом здоровье личности на формирование поведения, направленного на сохранение и укрепление психического здоровья. Рассматривается диагностическое задание, диагностический лист, критерии и показатели оценки, позволяющие осуществлять мониторинг овладения семантикой концепта «Переживание» у умственно отсталых подростков. Рассматривается динамика представлений в разных образовательных условиях. Предлагаются перспективные направления развития и коррекции представлений о психических переживаниях человека, как у обучающихся с ОВЗ, так и у членов их семей.

Ключевые слова: дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья; психическое здоровье; психическое переживание; концепт; семантика; мониторинг; диагностический лист; диагностические критерии и показатели; коррекционное воздействие

Lihanov Yu.Yu., Myachina E.K., Steblyak E.A., Usenko D.M.

Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia

DIAGNOSIS AND CONTENT OF IDEAS ABOUT THE MENTAL EXPERIENCES OF A PERSON IN STUDENTS WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES

The authors address the problem of studying and correcting the ideas of children and adolescents with disabilities about the mental experiences of a person. The relevance of the problem is justified by the influence of ideas about the experiences and mental health of the individual on the formation of behavior aimed at preserving and strengthening mental health. The article considers a diagnostic task, a diagnostic sheet, criteria and evaluation indicators that allow monitoring the mastery of the semantics of the concept of «Experience» in mentally retarded adolescents. The dynamics of representations in different educational conditions is considered. Promising directions for the development and correction of ideas about the mental experiences of a person are proposed both for students with disabilities and for their family members.

Key words: children and adolescents with disabilities; mental health; mental experience; concept; semantics; monitoring; diagnostic sheet; diagnostic criteria and indicators; correctional impact

На сегодняшний день анализ социальных представлений о психически здоровой личности ведется в отношении представителей разных субкультур российского общества, возрастных групп и стадий профессиональной социализации [1, 4, 6, 7]. Выявлена значимая корреляция между психофизическим здоровьем и полнотой представлений взрослых пациентов поликлиник о здоровом образе жизни. В частности, в группе пациентов со сформированными представлениями о здоровом образе жизни обнаружен «более высокий уровень физического и ролевого функционирования, высокий уровень психического и общего состояния здоровья» [1]. Данные факты позволяют исследователям утверждать, что «…вырабатывая социальные представления, личность сама попадает под их влияние, соответственно, социальные представления личности о здоровье и здоровом образе жизни будут регулировать ее поведение в этой сфере» [1].
В связи со сказанным, социальные представления в обсуждаемой предметной области рассматриваются в качестве «специфических когнитивных конструктов, играющих регуляторную роль в практике оздоровления» [6]. Вследствие этого для улучшения здоровья человека признается целесообразным воздействовать с целью коррекции не только на его образ жизни, но и на социальные представления о здоровье и здоровом образе жизни [1, 4, 6, 7].

Как известно, дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности с задержкой психического развития, легкой умственной отсталостью и тяжелыми двигательными нарушениями, входят в группу риска по состоянию нервно-психического развития, вследствие чего «особую значимость приобретает формирование у них поведения, направленного на сохранение и укрепление своего здоровья» [3, 4]. Ввиду признания специалистами регуляторной роли соответствующих социальных представлений, проблемы нервно-психического функционирования детей и подростков с ОВЗ необходимо корригировать, развивая у них и членов их семей указанные представления. Данная работа будет способствовать воспитанию у детей и подростков с ОВЗ внимательного и бережного отношения к психическому здоровью и душевному состоянию самих себя и близких людей, позволит скорректировать и развить адекватные представления о мире психических переживаний, о способах психической регуляции и релаксации. Предлагаемый дефектологами в рамках психологического сопровождения подход предполагает также просвещение родителей детей с ОВЗ, коррекционно-педагогическую и воспитательно-образовательную работу с детьми; совместную деятельность родителей, педагогов и детей [3, 4].

Между тем, признание регуляторной роли социальных представлений до сих пор привело исследователей к созданию психосемантических портретов психического здоровья, присущих взрослым людям с условно нормативным развитием. На этом фоне заметно отсутствие рассмотрения владения соответствующей семантикой, свойственной детям и подросткам, имеющим ограниченные возможности здоровья.

В связи со сказанным, представим результаты разработки диагностического инструментария мониторинга владения семантикой концепта переживание и сравнительную оценку владения семантикой данного концепта УО подростками, включенными в экспериментальное коррекционное воздействие, и УО подростками, обучающимися в традиционных образовательных условиях. Выборку исследования составили 52 подростка с легкой умственной отсталостью 14-16 лет, обучающихся в 6-9 классах КОУ Омской области «Адаптивная школа-интернат № 17» и КОУ Омской области «Адаптивная школа № 6». Из них, в экспериментальную группу вошли 19 человек (в т.ч. 8 обучающихся 7 кл., 11 обучающихся 8 кл.; 12 лиц мужского пола и 7 лиц женского пола) и 33 человека составили контрольную группу (в т.ч. 13 обучающихся 6 кл., 20 обучающихся 7 кл.; 23 лиц мужского пола и 9 лиц женского пола). Среди УО подростков были обучающиеся с разным состоянием здоровья, учебной успеваемости, социальной ситуации; посещавшие и не посещавшие группу продленного дня; получавшие образовательные услуги в условиях обучения на дому и в условиях образовательной организации.

В основу диагностического задания был положен модифицированный прием объяснения значения слова в условной ситуации общения с несведущим собеседником, предложенный М.А. Холодной [7]. Инструкция побуждала респондентов к построению микротекстов, состоящих из связных речевых высказываний, а не отдельных слов, как в оригинальном варианте [8].

В начале интервью респондентам предъявлялась следующая инструкция: «Представь, что ты разговариваешь с человеком, который впервые слышит слово «переживание». Он просит тебя объяснить ему значение этого слова. Как ты будешь объяснять, что такое «переживание»? Ты можешь говорить все, что считаешь нужным. Важно, чтобы этот человек понял, что такое «переживание»». Время выполнения задания не ограничивалось, и респондент сам прекращал говорить, если считал объяснение достаточным.

Помощь психолога состояла во внимательном выслушивании каждого суждения, ожидании продолжения рассказа, задавании вопросов и выдвижении предположений о подразумеваемых словах или словосочетаниях фразы. Психолог стремилась поддержать развертывание собственной мысли респондента, сделать ее значительной в его собственных глазах и материально зримой благодаря тому, что на глазах испытуемого все его суждения записывались в протокол.

Для фиксации индивидуальных результатов выполнения диагностических заданий мониторинга на основании контент-анализа, систематизации и обобщения результатов эмпирического исследования социальных представлений УО подростков о феноменах внутреннего мира человека был подготовлен диагностический лист (табл. 1
) [7].

Таблица 1. Диагностический лист мониторинга владения семантикой концепта «Переживание»
Table 1. Diagnostic list for monitoring the semantics of the concept «Experience»
 

ФИО обучающегося __________________ Дата обследования ___________
Показатели (кол-во): обобщенных предметов переживаний___/ суждений о конкретно-ситуативных причинах (поводах) переживаний___/ характеристик психоэмоционального содержания переживаний___/ оценок и характеристик силы переживаний___
Уровень: минимальный / недостаточный / достаточный (нужное подчеркнуть)

Контент-категория

Этапы мониторинга

Нач.

Итог.

-1-

-2-

-3-

ОБОБЩЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПЕРЕЖИВАНИЙ

Лица и животные, за которых переживают

 

 

Возможность переживать за себя самого

 

 

Предмет переживания, например, отношения, проблемы, судьба, серьезные (плохие) ситуации, будущее, семья, деньги, работа, дом и т.п.

 

 

КОНКРЕТНО-СИТУАТИВНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ПРИЧИН (ПОВОДОВ) ПЕРЕЖИВАНИЙ

Переживания за жизнь, здоровье и безопасность

 

 

Переживания в учебной деятельности, в т.ч. экзаменационные

 

 

Переживания возможности несчастного случая, неожиданного события, беды

 

 

Переживания по поводу трудоустройства, потери работы

 

 

Переживания за процесс и результат общения и деятельности (трудовой, спортивной и сценической и др.)

 

 

Переживания из-за получения социального порицания, низкой оценки, наказания; необходимости понести ответственность

 

 

Переживания из-за утраты и расставания с близким человеком (родственниками, животным), потери поддержки, одиночества

 

 

Переживания беспомощности, потери контроля над ситуацией

 

 

Переживание из-за проблем с поведением

 

 

Переживания в дружеских и романтических отношениях

 

 

Переживание из-за обиды, ссоры, драки

 

 

Переживания из-за финансовых проблем, бедности, лишений

 

 

Переживания семейных и супружеских отношений

 

 

РАССМОТРЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЙ

Переживание эмоциональных состояний, например: отсутствие покоя, волнение, грусть, скука, страх, неуверенность в себе, боязнь неудачи, обида, безразличие, печаль, сочувствие, одиночество, беспокойство и т.п.

 

 

Наличие мыслей как признак переживания, реконструкция хода мыслей, конкретизация содержания мышления: Когда у тебя в голове какие-то ужасные мысли. / Он думает, что не получится сделать, что он хочет

 

 

Переживание мотивационных побуждений, необходимости действий: Хочется с кем-то поговорить. / Я хочу попасть в приличное, вежливое общество

 

 

Физиологическая составляющая переживания, например: сердце стучит, голова кружится, тошнит, плакать хочется

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРЕЖИВАНИЙ

Характеристика силы (маленько-сильно-слабо) и преходящего характера переживания

 

 

Оценочные характеристики: хорошие - плохие

 

 


Диагностический лист представляет собой бланк протокола выполнения диагностического задания, структурированный согласно аспектам семантики, свойственным концепту переживание, и проиллюстрированный типичными ответами УО подростков (1-й столбец листа). В диагностическом листе представлены именно те аспекты семантики, которым были посвящены суждения о содержании концепта в проведенном эмпирическом исследовании; поэтому содержание диагностического листа отражает структуру и содержание свойственного УО подросткам представления о семантике концепта переживание [7].

Перед диагностическим листом располагаются результирующие показатели мониторинга. В строках резюме указываются 4 показателя: количество названных обобщенных предметов переживаний; количество суждений о конкретно-ситуативных причинах (поводах) переживаний; количество характеристик психоэмоционального содержания переживаний; количество оценок и характеристик силы переживаний.

Заполнение диагностического листа происходит следующим образом: предварительно ознакомившись с формулировками диагностического листа, необходимо подчеркивать среди них те, которые соответствуют смыслу суждений обучающегося, а в ячейках столбцов 2 и 3 отмечать условными знаками количество высказанных суждений. Условные знаки подлежат пересчету и фиксации в резюмирующей части листа.

Для продуктивного рассмотрения содержания концепта УО обучающегося количественной оценки, основанной на фиксации структуры и сущностных компонентов семантики концепта, недостаточно. Субъекты мониторинга должны быть подготовлены также к выявлению личностного своеобразия смысловых позиций обучающихся. С этой целью необходимо полностью или выборочно фиксировать высказывания обучающегося в столбцах 2 и 3. Запись высказываний в столбцах для фиксации суждений респондентов позволит сфокусировать внимание педагога на наиболее содержательных высказываниях, в числе которых, как правило, оказываются суждения, содержащие концепты внутреннего мира человека, упоминание стратегий психической саморегуляции в эмоциогенных ситуациях, обозначения предметов и характеристик переживаний психически здоровой личности и т.п. Фиксация эмпирического материала мониторинга позволяет выявить идейный репертуар, освоенный обследуемыми подростками; зафиксировать высказанные ими интересные, дискуссионные или противоречивые суждения. Выявленные благодаря мониторингу суждения могут послужить исходным материалом для конструирования базовых учебных действий и учебных заданий, направленных на развитие и коррекцию представлений о мире переживаний человека и соответствующих зоне ближайшего развития УО обучающихся.

На основе заполнения и анализа данных, внесенных в диагностический лист, подсчитывается численное значение по четырем количественным (частотным) показателям (они расположены в начале листа). Это делается на основании таблицы критериев и показателей оценки владения семантикой концепта переживание (табл. 2). Далее частотные значения по предложенным критериям переводятся в баллы; по сумме баллов определяется уровень владения семантикой концепта или прогнозирования проблем жизнедеятельности: 2-4 балла – минимальный уровень, 5-7 баллов – недостаточный уровень; 8-10 баллов и более – достаточный уровень. Данный результат подчеркиванием вносится в резюме диагностического листа.

Таблица 2. Критерии и показатели оценки овладения семантикой концепта «Переживание»
Table 2.
Criteria and indicators for assessing the mastery of the semantics of the concept «Experience»

Критерии оценки

Показатели оценки

1 балл

2 балла

3 балла

Дифференцированность обобщенного рассмотрения предмета переживаний

Названы 1-2 предмета переживаний

Названы 3-4 предметов переживаний

Названы 5-6 предметов переживаний

Дифференцированность конкретно-ситуативного рассмотрения причин (поводов) переживаний

Дано 1-3 суждения о причинах (поводах) переживаний

Дано 4-6 суждений о причинах (поводах) переживаний

Дано 7-9 суждений о причинах (поводах) переживаний

Полнота рассмотрения характеристик внутреннего психоэмоционального содержания переживаний – эмоции, мысли, мотива, физиологического состояния

1 балл за 1 характеристику внутреннего психоэмоционального содержания переживаний

Дифференцированность рассмотрения оценок (хорошее -плохое) и характеристик силы (маленько-средне-сильно) переживаний

Названы 1-2 оценки и/или характеристики силы переживания

Названы 3-4 оценки и/или характеристики силы переживания

Названы 5-6 оценок и/или характеристики силы переживания


По результатам начального и итогового этапов мониторинга в контрольной и экспериментальной группах (КГ и ЭГ) были определены процентные доли респондентов, продемонстрировавших тот или иной уровень для каждого диагностического задания. Достоверность различий групп сравнения определялась с помощью критерия углового преобразования Фишера (табл. 3).

Таблица 3. Сравнительная характеристика владения респондентами КГ и ЭГ семантикой концепта переживание на начальном и итоговом этапах мониторинга, n = 32, n = 19 (в %)
Table 3. Comparative characteristics of the CG and EG respondents ' possession in the semantics of the concept of experience at the initial and final stages of monitoring,
n = 32, n = 19 (in %)


Уровни владения семантикой концепта

Начальный этап

Итоговый этап

Концепт переживание

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

Минимальный

62,5

33,33***

21,88

5,56***

Недостаточный

28,13

66,67***

40,63

22,22***

Достаточный

9,38

0

37,5

72,22***


Сравниваемые характеристики владения семантикой концепта переживание в КГ и ЭГ на начальном и итоговом этапах мониторинга представлены в таблице 3.

Как следует из данных таблицы 3, были обнаружены достоверные различия между группами. Для более точной квалификации начального уровня групп сравнения сопоставим средние балльные значения владения семантикой концепта переживание в КГ и ЭГ. Средние составили 4,22
vs 4,8. Так как показатели владения семантикой не имеют нормального распределения, то использовать параметрический критерий для сравнения средних нельзя. Однако имеющаяся разница показателей незначительна (0,58), что указывает на сопоставимый уровень владения семантикой этих концептов в КГ и ЭГ.
На итоговом этапе мониторинга респонденты ЭГ показали достоверно более высокий уровень владения семантикой концепта переживание, чем респонденты КГ (меньше респондентов с минимальным уровнем, больше респондентов с недостаточным и достаточным уровнями)
.
Анализ динамики овладения семантикой концепта переживание выявил значимую позитивную динамику в обеих группах (табл. 4). Это свидетельствует о поступательном развитии социальных представлений УО обучающихся при разных образовательных условиях.

Таблица 4. Динамика овладения респондентами КГ и ЭГ семантикой концепта переживание, n = 32, n = 19 (в %)
Table 4. Dynamics of mastering by the respondents of the CG and EG
the semantics of the concept of experience, n = 32, n = 19 (in %)

Уровни владения семантикой концепта

КГ

ЭГ

Концепт переживание

НЭ

ИЭ

НЭ

ИЭ

Минимальный

62,5

21,88***

33,33

5,56***

Недостаточный

28,13

40,63*

66,67

22,22***

Достаточный

9,38

37,5***

0

72,22


Сравнительный анализ результатов мониторинга владения семантикой концепта переживание обнаружил значимые более высокие результаты в ЭГ, что является результатом целенаправленного дискурсивного воздействия, посвященного развитию представлений о психических переживаниях человека респондентов ЭГ. Благодаря тому, что в основу комплексного подхода к квалификации уровня владения семантикой были положены такие критерии, как: д
ифференцированность обобщенного рассмотрения предмета переживаний, дифференцированность конкретно-ситуативного рассмотрения причин (поводов) переживаний, полнота рассмотрения характеристик внутреннего психоэмоционального содержания переживаний – эмоции, мысли, мотива, физиологического состояния и дифференцированность рассмотрения оценок (хорошее-плохое) и характеристик силы (маленько-средне-сильно) переживаний, факты позитивной динамики респондентов ЭГ свидетельствуют о развитии индивидуальной семантики концептов по критериям полноты, дифференцированности и обобщенности.
Опыт проведенного исследования побуждает обозначить перспективные аспекты мониторинга и коррекционной работы, направленной на изучение, развитие и коррекцию представлений лиц с ОВЗ о мире переживаний психически здоровой личности:

-   во-первых, разработка и апробация технологии информационного сопровождения в виде комплекса мультимедийных презентаций, предъявляющих статические и динамические аудиовизуальные образы людей, испытывающих психоэмоциональные переживания в контексте различных проблем их жизненного пути, внутреннего мира и межличностных отношений. Наряду с трансляцией образной стороны мира психических переживаний человека медиапрезентации должны включать в себя задания, координирующие учебные действия обучающихся с ОВЗ в направлении логико-рационального осмысления и вербальной интерпретации предъявленного образными средствами содержания в его особенно значимом – временном – измерении (применительно к прошлому, настоящему и будущему личности) [2];

-   во-вторых, использование на коррекционных занятиях элементов музыкального психолого-педагогического воздействия со слушанием музыкальных произведений, музыкально-ритмическими движениями и игрой на музыкальных инструментах с целью идентификации и оптимизации эмоциональных состояний, развития эмоционального «слуха» и эмпатии детей и подростков с ОВЗ [5];

-   в-третьих, повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей, в частности, в вопросах психологического сопровождения семейного общения, разрешения межличностных и внутриличностных конфликтов в семье, поддержки членов семьи в конфликтных и кризисных ситуациях. В контексте данной работы целесообразно расширение психологических представлений детей и родителей о внутреннем мире человеческих переживаний, об их разнообразии, а также о способах и методах их регуляции доступными средствами [3];

-   в-четвертых, разработка диагностического инструментария и выявление качественных характеристик присущих лицам с ОВЗ разных нозологических и возрастных категорий представлений о психических переживаниях человека, в т.ч. в динамике, обнаруживаемой в разных образовательных условиях [3, 7].

В заключение отметим, что диагностика развития представлений о психических переживаниях человека, присущих лицам с ОВЗ, позволит педагогам разрабатывать учебные действия, направленные на социальное познание и понимание внутреннего мира человека. В отношении родителей детей и подростков с ОВЗ данная информация позволит в консультационном и информационном-просветительском направлениях коррекционной работы рекомендовать содержание и формы семейного общения и досуга, направленные на критическое осмысление предмета, причин, содержания и характеристик переживаний членов семьи. Станет возможным сориентировать методические рекомендации на рассмотрение и освоение «удачных», по выражению Ф.Е. Василюка, переживаний, т.е. резонансных переживаниям членов семей детей и подростков с ОВЗ, но в то же время более конструктивных в сравнении с типичными для них фрустрационными, депрессивными и иными деструктивными переживаниями.

Информация о финансировании и конфликте интересов

Исследование не имело спонсорской поддержки.
Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES:

1.      Krolevets OP. The relationship between social ideas about a healthy lifestyle and the level of physical and mental health. Bulletin of Omsk University. The series «Psychology». 2020; 2: 19-26. Russian (Кролевец О.П. Взаимосвязь социальных представлений о здоровом образе жизни с уровнем физического и психического здоровья //Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 2. С. 19-26)
2.
      Likhanov YuYu. Applying information technologies in the process of general time representation system formation of students with mental deficiency. Bulletin of the Belgorod Institute of Education Development. 2020; 7(4.18): 46-52. Russian (Лиханов Ю.Ю. Применение информационных технологий в процессе формирования временных представлений у учащихся с умственной отсталостью //Вестник БелИРО. 2020. Т. 7, № 4(18). С. 46-52)
3.      Neelova EK. Study of parent-child relationships in families bringing up preschool children with heavy impellent i
nfringements. Bulletin of the M.A. Sholokhov Moscow State University for the Humanities, Series «Pedagogy and Psychology». 2013; 1: 28-33. Russian (Неелова Е.К. Исследование родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих старших дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями //Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова, Серия «Педагогика и психология». 2013. № 1. С. 28-33)
4.      Novikova IM, Boryakova NYu. Actual aspects of the problem of forming ideas about a healthy lifestyle in pr
eschoolers with mental retardation. Bulletin of the Vyatka State University. 2012; 2-3: 131-135. Russian (Новикова И.М., Борякова Н.Ю. Актуальные аспекты проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с задержкой психического развития //Вестник ВятГУ. 2012. № 2-3. С. 131-135)
5.      Sinevich OY, Chetverikova TYu. Using elements of music therapy in educational and rehabilitation work with disabilities.
Mother and Baby in Kuzbass. 2020; 1(80): 69-75. Russian (Синевич О.Ю., Четверикова Т.Ю. Использование элементов музыкальной терапии в образовательно-реабилитационной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья //Мать и Дитя в Кузбассе. 2020. № 1(80). С. 69-75)
6.      Sokolskaya MV, Rubanova EYu. Psychosemantic analysis of conceptions on mentally healthy personality. Psychology in economics and management. 2015; 7(2): 130-143. Russian (Сокольская М.В., Рубанова Е.Ю. Психосемантический анализ представлений о психически здоровой личности //Психология в экономике и управлении. 2015. Т. 7, № 2. С. 130-143)

7.      Steblyak EA. The development of the picture of the social world of mentally retarded persons of adolescent age: Monograph. Omsk, 2020. 215 p. Russian (Стебляк Е.А. Развитие картины социального мира умственно отсталых лиц подростково-юношеского возраста: Монография. Омск, 2020. 215 с.)

8.      Kholodnaya MA. Psychology of conceptual thinking: From conceptual structures to conceptual abilities. Moscow, 2012. 288 p. Russian (Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М., 2012. 288 с.)

Корреспонденцию адресовать:

ЛИХАНОВ Юрий Юрьевич
644099, г. Омск, набережная Тухачевского, д. 14, ФГБОУ ВО ОмГПУ
E-mail: baibulak@mail.ru

Сведения об авторах:

ЛИХАНОВ Юрий Юрьевич
ст. преподаватель, кафедра дефектологического образования, ФГБОУ ВО ОмГМУ, г. Омск, Россия
E-mail: baibulak@mail.ru

МЯЧИНА Елена Константиновна
ст. преподаватель, кафедра дефектологического образования, ФГБОУ ВО ОмГМУ, г. Омск, Россия
E-mail: neelova79@mail.ru

СТЕБЛЯК Елена Анатольевна
канд. пед. наук, доцент, кафедра дефектологического образования, ФГБОУ ВО ОмГМУ, г. Омск, Россия
E-mail: steblyak@list.ru

УСЕНКО Дарья Михайловна
ассистент, кафедра дефектологического образования, ФГБОУ ВО ОмГМУ, г. Омск, Россия
E-mail: usenko_dm@omgpu.ru

Information about authors:

LIKHANOV Yuri Yuryevich
senior lecturer, department of defectological education, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia
E-mail: baibulak@mail.ru

MYACHINA Elena Konstantinovna
senior lecturer, department of defectological education, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia
E-mail: neelova79@mail.ru

STEBLYAK Elena Anatolievna
candidate of pedagogical sciences, docent, department of defectological education, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia
E-mail: steblyak@list.ru

USENKO Darya Mikhailovna
assistant, department of defectological education, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russi
E-mail: usenko_dm@omgpu.ru

Статистика просмотров

Загрузка метрик ...

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.