СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Стульба М.М., Мордовский Э.А., Плаксин В.А., Лукашов А.Г.

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск, Россия

СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

На фоне увеличения контрольных цифр приема абитуриентов в медицинские ВУЗы остается актуальной проблема низкой готовности большинства обучающихся к работе по будущей специальности.
Цель исследования
оценить социальные ожидания и ценностные ориентации обучающихся медицинского университета, ассоциированные с готовностью к работе по специальности.
Материалы и методы.
Выполнено поперечное социологическое исследование методом анкетирования 245 обучающихся 1-6 курсов по программам специалитета Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск). Использована авторская анкета; она включала вопросник Brown D., Crace RK. «Оценка ценностей, которые определяют поведение и принятие решений» (Life Values Inventory).
Результаты.
Обучающиеся по договору демонстрируют наиболее высокую готовность работать по выбранной специальности; каждый десятый обучающийся на бюджетной основе (12,2 %) и по целевому договору (11,5 %) сомневался в выборе профессии (p (тест χ2 Пирсона) = 0,012). Независимо от условий обучения, для будущих медиков наибольшее значение имеют возможность профессионального роста, дальнейшее повышение квалификации, профессиональные результаты с увеличением дохода. В группе обучающихся на бюджетной основе и по целевому договору наименее выражены ценностные ориентации «духовность», «смирение», «креативность» и «принадлежность»; а наиболее выражены «приватность», «ответственность» и «финансовое процветание». В группе обучающихся по договору почти все измерения ценностных ориентаций были выражены в значительной степени.
Заключение.
Полученные результаты могут быть использованы при разработке мероприятий, направленных на повышение готовности обучающихся медицинского ВУЗа к будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: обучающиеся медицинского ВУЗа; условия обучения; медицинский ВУЗ; социальные ожидания; ценностные ориентации; вопросник Brown D., Crace RK. «Оценка ценностей, которые определяют поведение и принятие решений»

Stulba M.M., Mordovsky E.A., Plaksin V.A., Lukashov A.G.

Northern State Medical University, Arkhangelsk, Russia

SOCIAL EXPECTATIONS AND LIFE VALUES OF STUDENTS UNDER VARIOUS CONDITIONS OF THEIR EDUCATION AT A MEDICAL UNIVERSITY

Against the background of an increase in the control figures of admission of applicants to medical universities, the problem of low readiness of the majority of students to work in their future specialty remains urgent.
The purpose of the study
is to assess the social expectations and value orientations of medical university students associated with their willingness to work in their specialty.
Materials and methods.
A cross-sectional sociological study was carried out by means of a questionnaire survey of 245 students of 1-6 courses in the specialty programs of the Northern State Medical University (Arkhangelsk). The author's questionnaire was used; it included the questionnaire Brown D., Crace RK. Crace «Assessment of values that determine behavior and decision-making» (Life Values Inventory).
Results.
Contract students demonstrate the highest willingness to work in their chosen specialty; every tenth student on a budget basis (12.2 %) and under a target contract (11.5 %) doubted the choice of profession (p (Pearson's test χ2) = 0.012). Regardless of the conditions of education for the future physicians, the most important are: the possibility of professional growth, further professional development, professional results with an increase in income. In the group of students on a budget basis and according to a target agreement, the least expressed value orientations are «spirituality», «humility», «creativity» and «belonging»; and the most pronounced are «privacy», «responsibility» and «financial prosperity». In the group of contract students, almost all dimensions of value orientations were expressed to a significant extent.
Conclusion.
The obtained results can be used in the development of measures aimed at improving the readiness of medical university students for future professional activity.

Key words: medical university students; study conditions; medical university; social expectations; value orientations; questionnaire Brown D., Crace RK. "Assessment of values that determine behavior and decision-making"

Одной из наиболее актуальных проблем отечественного здравоохранения является дефицит специалистов с высшим и средним профессиональным медицинским образованием. По оценкам Министра здравоохранения Российской Федерации Мурашко М.А., в 2022 году «…дефицит кадров по врачам [составил] около 25 тысяч человек, … по среднему медперсоналу – в пределах 50 тысяч» [1]. В перечне средств преодоления кадрового дефицита – увеличение контрольных цифр приема в образовательные организации по основным условиям обучения. К ним относят обучение за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета (обучение на бюджетной основе), обучение за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета на места в пределах квоты приёма на целевое обучение (т.н. целевое обучение) и по договорам об образовании, заключаемым при приёме на обучение за счёт средств физических и/или юридических лиц (т.н. обучение по договору).
Наиболее высоким темпом расширяется практика целевого обучения будущих врачей, условия которого обеспечивают абитуриенту возможность получения желаемой специальности, а выпускнику «гарантируют» и обязывают к трудоустройству на конкретную должность в штате медицинской организации. Так, в масштабе страны в 2019-2022 гг. квота на целевое обучение по программам ординатуры выросла на 37 %, по программам специалитета – на 15,7 %; в 2023-2024 учебном году по специальности «лечебное дело» до 75 % мест будут по целевой квоте; по «педиатрии» – до 76 %, по 49 специальностям ординатуры целевая квота установлена в объёме 100 % от общего количества бюджетных мест [2].

Увеличение контрольных цифр приема в образовательные организации по программам специалитета уже дало положительные результаты. Так, с 2016 года численность врачей всех специальностей (физических лиц) в организациях, оказывающих медицинские услуги населению, стабильно растет [3]. Вместе с тем, остается актуальной проблема низкой готовности большинства обучающихся, независимо от условий обучения, к практической работе по будущей специальности. Довольно часто молодые специалисты, получив диплом, оставляют профессию (в т.ч. и обучавшиеся по целевому договору, компенсировав затраты на свое обучение) [4].

Не только тяжелые условия труда и несоответствие уровня его оплаты завышенным ожиданиям молодых специалистов являются причиной этому. Значительное влияние на приверженность выбранной профессии могут оказывать некорректные ценностные ориентации будущих медиков, завышенные социальные ожидания, моральная и психологическая неготовность нести ответственность за здоровье своих пациентов [4, 5].

Цель работы
– оценить социальные ожидания и ценностные ориентации обучающихся медицинского университета, ассоциированные с готовностью к работе по выбранной специальности.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Выполнено поперечное социологическое исследование методом анкетирования в группе обучающихся 1-6 курсов Северного государственного медицинского университета (СГМУ). Выборочная совокупность включала 245 чел., в т.ч. 114 чел. (46,5 %) обучались на бюджетной основе, 107 чел. (43,7 %) – по договору о целевом обучении, 24 чел. (9,8 %) – по договору об образовании за счёт средств физических и/или юридических лиц. Все респонденты были в возрасте 18-25 лет. Характеристика группы респондентов, принявших участие в социологическом исследовании, представлена в таблице 1.

Таблица 1. Характеристика группы респондентов
Table 1. Characteristics of the respondent group

 

Параметры

абс. (%)

Пол

Юноши

49 (20,0)

Девушки

196 (80,0)

Факультет

Лечебный

119 (48,6)

Педиатрический

38 (15,5)

Стоматологический

31 (12,6)

Медико-профилактического дела и медицинской биохимии

57 (23,3)

Курс

Первый

29 (11,8)

Второй

28 (11,4)

Третий

16 (6,5)

Четвёртый

139 (56,7)

Пятый

21 (8,6)

Шестой

12 (5,0)


В качестве инструмента социологического исследования была использована авторская анкета, которая включала: 1) паспортную часть (для описательного портретирования группы респондентов); 2) блок вопросов оценки социальных ожиданий респондентов; 3) вопросник Duane B., Crace R.K. «Оценка ценностей, которые определяют поведение и принятие решений» (Life Values Inventory,
LVI) [6, 7]. Вопросник LVI позволил оценить 14 категорий жизненных ценностей респондентов. Для удобства расчётов полученные количественные оценки (индексы) ценностных ориентаций были стандартизированы в диапазоне от 0 до 100 %.
Для статистического анализа использовались количественные и категориальные переменные. Количественные переменные были представлены в виде простой средней арифметической индексов измерений ценностных ориентаций (с границами 95%-го доверительного интервала, ДИ); категориальные – в виде процентных долей. Для определения наличия взаимосвязи между категориальными переменными использовался тест Хи-квадрат Пирсона. Достоверными считались различия при вероятности ошибки 1 типа менее 5 %. Обработка статистических данных проведена с помощью пакета прикладных программ IBM SPSS ver. 23.0.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Первое знакомство будущих медиков с системой здравоохранения, деятельностью медицинских работников происходит в процессе прохождения производственных практик. Довольно часто этот этап обучения приводит к разочарованию в выборе профессии. На рисунке 1 представлено распределение ответов респондентов на вопрос о готовности работать в отрасли после окончания обучения в медицинском ВУЗе.

Рисунок 1. Оценка готовности обучающихся медицинского вуза к профессиональной деятельности после окончания обучения в зависимости от пола и условий обучения, %
Figure 1. Readiness of students for the professional activity after graduation, depending on their sex and conditions of education at a medical university, %

 

Обучающиеся по договору демонстрируют наиболее высокую готовность работать по выбранной профессии: четыре из пяти девушек и все юноши совершенно уверены в выборе образовательной траектории. Каждый десятый обучающийся на бюджетной основе (12,2 %) и по целевому договору (11,5 %), напротив, сомневается в выборе будущей профессии (p (тест χ2 Пирсона) = 0,012).
На рисунке 2 представлена характеристика выбора респондентами тех социальных факторов, которые, по их мнению, являются наиболее значимыми в будущей профессии. 

Рисунок 2. Социальные ожидания, которые являются наиболее значимыми в будущей профессиональной деятельности, в оценках респондентов в зависимости от условий обучения в медицинском вузе, на 100 респондентов соответствующих групп
Figure 2. Social expectations of students, which are the most significant for their future profession, depending on the conditions of education at a medical university, per 100 respondents of the corresponding groups

 

В целом, независимо от условий обучения, для будущих медиков наибольшее значение имеют возможность профессионального роста и профессиональные результаты, которые приводят к увеличению доходов. Для трети (29,2 %) обучающихся по договору и всего для каждого десятого респондента иных групп важным является профессиональное признание коллегами по будущей работе. Возможность получения наград, социальных гарантий и льгот не входят в перечень значимых социальных ожиданий обучающихся медицинского университета.
После завершения обучения и начала трудовой деятельности большинство будущих врачей ожидает иметь высокую (более 80 тыс. рублей в месяц) заработную плату (рис. 3). Около трети юношей и девушек, обучающихся по целевому договору и имеющих представление об условиях своего найма, рассчитывают зарабатывать менее 60 тыс. рублей в месяц (около 4-х размеров минимальной оплаты труда в месяц).

Рисунок 3. Ожидаемый уровень заработной платы в оценках респондентов в зависимости от пола и условий обучения в медицинском вузе, %
Figure 3. The expected salary level in the respondents' estimates, depending on their sex and conditions of education at a medical university, %

 

Условия обучения, в целом, оказывают статистически значимое влияние на распределение ответов респондентов на вопрос об ожидаемом уровне будущих доходов (без учёта полового фактора) (p (χ2 Пирсона) = 0,038).
Критерии жизненного успеха являются отражением социальных ожиданий. Обучающиеся медицинского ВУЗа в качестве критериев жизненного успеха выбрали «интересную работу», «наличие семьи и детей», «богатство» (рис. 4).

Рисунок 4. Критерии жизненного успеха в оценках групп обучающихся медицинского вуза, на 100 респондентов соответствующих групп
Figure 4. Criteria of life success in the assessments of students depending on the conditions of their education at a medical university, per 100 respondents of the corresponding groups

 

«Обладание властью», возможность «достижения известности и популярности» не входят в перечень приоритетных критериев жизненного успеха и, соответственно, не являются социальными ожиданиями, связанными с будущей профессией.
Важнейшим компонентом структуры личности, который определяет её поведение и отношение к окружающему миру, являются ценностные ориентации. Количественные оценки степени выраженности основных измерений ценностей, которые определяют поведение и принятие решений студентов медицинского ВУЗа (по Duane B., Crace R.K.) в зависимости от условий обучения, представлены в таблице 2. Уровень основных измерений ценностных ориентаций у обучающихся по договору, в целом, выше в сравнении с респондентами других групп. В группе обучающихся на бюджетной основе и по целевому договору наименее выражены такие измерения как «духовность», «смирение», «креативность» и «принадлежность»; наиболее выражены измерения «приватность», «ответственность» и «финансовое процветание».

Таблица 2. Количественные оценки степени выраженности основных измерений ценностей обучающихся по медицинским специальностям, которые определяют поведение и принятие решений (по B. Duane, R. Kelly Crace), индекс (95% ДИ)
Table 2. Quantitative assessments of the main dimensions of life values of students that determine their behavior and decision-making (according to B. Duane, R. Kelly Grace), index (95% CI)

Измерения ценностных ориентаций

Обучение на бюджетной основе

Обучение по договору

Целевое обучение

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Достижение

(англ. achievement)

65,2

(54,-75,9)

70,9

(66,9-74,9)

82,2

(63,5-101,0)

71,8

(62,8-80,8)

74,6

(67,8-81,4)

70,6

(66,6-74,6)

Принадлежность

(англ. belonging)

53,2

(42,3-64,1)

63,8

(59,7-67,8)

81,2

(64,2-98,2)

70,8

(64,1-77,5)

63,1

(58,1-68,2)

63,4

(59,5-67,3)

Забота об окружающей среде

(англ. concern for the environment)

62,5

(51,0-73,9)

73,6

(69,7-77,6)

80,2

(65,8-94,6)

71,3

(59,8-82,8)

65,9

(58,2-73,7)

69,1

(64,9-73,4)

Забота о ближних

(англ. concern for others)

63,4

(54,0-72,7)

68,9

(65,1-72,6)

79,1

(61,3-97,0)

67,1

(57,6-76,7)

68,7

(61,6-75,8)

69,5

(65,5-73,6)

Креативность

(англ. creativity)

53,2

(44,2-62,2)

61,7

(58,1-65,2)

77,0

(62,3-91,8)

55,7

(46,7-64,7)

61,4

(53,2-69,6)

58,5

(54,3-62,7)

Финансовое процветание

(англ. financial prosperity)

68,5

(58,5-78,5)

75,3

(71,2-79,4)

95,8

(88,3-103,2)

84,8

(76,2-93,5)

76,3

(68,5-84,2)

75,5

(70,9-80,0)

Здоровье и активность

(англ. health and activity)

62,5

(48,7-76,2)

70,8

(66,4-75,2)

89,5

(78,5-100,5)

70,8

(59,4-82,1)

71,1

(62,1-80,1)

71,0

(66,2-75,9)

Смирение

(англ. humility)

51,3

(45,8-56,9)

49,9

(46,2-53,5)

65,6

(45,7-85,4)

45,8

(37,7-53,9)

51,0

(42,2-59,8)

50,3

(46,5-54,0)

Независимость

(англ. independence)

68,0

(56,4-79,6)

72,9

(69,2-76,5)

85,4

(63,7-107,0)

67,1

(60,-73,5)

72,5

(64,9-80,1)

70,5

(66,6-74,5)

Верность семье или социальной группе

(англ. loyalty to family or group)

69,9

(58,9-80,8)

72,0

(67,5-76,4)

91,6

(79,3-104,0)

78,6

(68,6-88,6)

76,0

(69,1-82,9)

73,1

(68,6-77,6)

Приватность

(англ. privacy)

72,6

(63,4-81,8)

77,8

(73,9-81,7)

91,6

(78,8-105,0)

79,1

(70,7-87,5)

74,3

(67,1-81,4)

76,5

(72,6-80,3)

Ответственность

(англ. responsiblity)

77,7

(67,3-88,2)

78,2

(73,9-82,4)

95,8

(88,3-103,2)

86,9

(79,2-94,7)

80,5

(72,1-88,9)

78,6

(74,4-82,7)

Научное понимание

(англ. scientific understanding)

66,6

(57,4-75,8)

61,3

(56,6-66,0)

73,9

(58,8-89,0)

52,6

(45,2-59,9)

62,5

(53,5-71,4)

60,5

(56,3-64,7)

Духовность

(англ. spirituality)

44,4

(35,4-53,4)

54,9

(50,3-59,5)

72,9

(50,6-95,1)

60,4

(45,9-74,8)

55,2

(46,4-64,0)

62,0

(57,1-66,9)


ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Профессия врача связана с необходимостью принимать клинически значимые решения; она предъявляет высокие требования к уровню сформированности общекультурных и профессиональных компетенций молодых специалистов. Совершенствование организации образовательного процесса в медицинских ВУЗах призвано привести объем знаний, умений и навыков будущих медиков в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и практического здравоохранения. Вместе с тем, одних лишь компетенций решать вопросы диагностики и лечения недостаточно для того, чтобы медицинская помощь, оказываемая пациентам, была высокого качества. Важно отношение молодых врачей к своим должностным обязанностям, их готовность работать по специальности, что в значительной степени определяется ценностными ориентациями [8] и социальными ожиданиями [9, 10].
Результаты проведенного социологического исследования свидетельствуют о том, что обучающиеся медицинского ВУЗ
а, в целом, готовы работать по выбранной специальности (рис. 1). Удельный вес респондентов, сомневающихся в выборе образовательной траектории, составил около 10 %. Сомнения могут быть обусловлены непониманием абитуриентами всех трудностей и рисков профессиональной деятельности, которые раскрываются только в период прохождения производственной практики [9-11]. Отметим, что самооценку готовности будущих врачей работать по специальности определяют условия обучения в ВУЗе. Так, только респонденты группы обучающихся по договору не высказали сомнений в выборе будущей профессии (рис. 1). Можно предположить, что это обусловлено более высоким уровнем мотивации получения высшего медицинского образования, а также выраженным пониманием его реальной стоимости.
Социальные ожидания обучающихся являются компонентами системы регуляции их социального поведения, взаимодействия в группах и обществе [12]. Независимо от условий обучения, будущие врачи предполагают, что их профессиональная деятельность позволит им иметь достаточно высокий уровень доходов (рис. 2, 3) соответственно положениям Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (Указ предполагает, что средняя заработная платы врачей должна составлять 200 % от средней заработной платы в регионе) [13], и даст возможность саморазвития (рис. 2). Вместе с тем, менее половины респондентов ожидает, что исполнение ими должностных обязанностей будет связано с высокой ответственностью за жизнь и здоровье пациентов (рис. 2). Иными словами, в среде будущих медиков имеет место своеобразный «конфликт» социальных ожиданий. К сожалению, для многих из них наличие взаимосвязи между уровнем ответственности за принятые решения и уровнем дохода станет очевидным только после начала профессиональной деятельности; и послужит одним из подводов ее раннего завершения. Как уже было отмечено выше, возможность получения наград, социальных гарантий и льгот не входят в перечень значимых социальных ожиданий обучающихся медицинского университета, что в целом характерно для представителей молодого поколения.

Социальные ожидания отражают ценностные ориентации личности. Ценностно-смысловая сфера современной молодежи отличается неустойчивостью; она подвержена влиянию многочисленных факторов внешней среды, социального окружения [14], и вследствие этого является объектом многочисленных исследований. В отечественной практике для оценивания ценностных ориентаций традиционно используются опросники С.С. Бубновой («Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности») и Ш. Шварца («Методика диагностики ценностных ориентаций Ш. Шварца»). В рамках данного исследования решение указанной задачи выполнено с помощью метода Duane
B., Crace R.K.; использована русскоязычная версия опросника «Оценка ценностей, которые определяют поведение и принятие решений» (Life Values Inventory). Полученные результаты позволили ранжировать основные измерения ценностных ориентаций обучающихся медицинского ВУЗа (табл. 2).
В группе обучающихся на бюджетной основе и по целевому договору наименее выражены такие измерения, как «духовность», «смирение», «креативность» и «принадлежность»; наиболее выражены измерения «приватность», «ответственность» и «финансовое процветание», что вполне соответствует общероссийским тенденциям [15-16]. В группе обучающихся по договору практически все измерения ценностных ориентаций были выражены достаточно сильно (за исключением измерений «смирение» и «научное понимание» у девушек). Обнаруженные особенности нуждаются в более детальном изучении, в т.ч. их взаимосвязи с мотивацией к учебной деятельности и ее продуктивностью, и могут быть использованы при разработке мероприятий, направленных на повышение готовности обучающихся медицинского ВУЗ
а к будущей профессиональной деятельности.

ВЫВОДЫ

1.      Большинство студентов-медиков, обучающихся по договору (83,3 %), и около половины, обучающихся по договору о целевом обучении (56,1 %) и на бюджетной основе (43,8 %) готовы после окончания курса обучения работать по специальности в медицинских организациях. Перечень важнейших социальных ожиданий будущих медиков, независимо от условий обучения, формируют (1) возможность профессионального роста, (2) возможность дальнейшего повышения квалификации, (3) достижение профессиональных результатов, которые приводят к увеличению уровня доходов.
2.      В группе обучающихся на бюджетной основе и по целевому договору наименее выражены такие измерения ценностных ориентаций, как «духовность», «смирение», «креативность» и «принадлежность»; наиболее выражены измерения «приватность», «ответственность» и «финансовое процветание». В группе обучающихся по договору практически все измерения ценностных ориентаций были выражены достаточно сильно.

Информация о финансировании и конфликте интересов

Исследование не имело спонсорской поддержки.
Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES:

1.      Murashko said that there are not enough 25-26 thousand doctors in Russia. Interfax. 11.23.2022. Russian (Мурашко заявил, что в России не хватает 25-26 тысяч врачей //Интерфакс. 23 ноября 2022 г.). URL: https://www.interfax.ru/russia/873822 (дата обращения: 23.08.2023)
2.      In three years, the quota of targeted admission for residency programs in medical schools of the Russian Federation has increased by 37 %.
TASS. 12.19.2022. Russian (За три года квота целевого приема по программам ординатуры в медвузах РФ выросла на 37 % //ТАСС. 19.12.2022 г.). URL: https://tass.ru/obschestvo/16631567 (дата обращения: 23.08.2023)
3.      The number of doctors of all specialties (individuals) in organizations providing medical services to the population at the end of the reporting year.
Unified Interdepartmental Information and Statistical System (EMISS). Russian (Численность врачей всех специальностей (физических лиц) в организациях, оказывающих медицинские услуги населению, на конец отчетного года //Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС).) URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31547 (дата обращения: 23.08.2023)
4.
      Gaidarov GM, Alekseeva NYu, Makarov SV, Maevskaya IV. Sociological research of the adherence of medical students to employment by specialty received at a university. Acta Biomedica Scientifica. 2018; 3(6): 137-143. Russian (Гайдаров Г.М., Алексеева Н.Ю., Макаров С.В., Маевская И.В. Социологическое исследование приверженности студентов-медиков к трудоустройству по полученной в ВУЗе специальности //Acta Biomedica Scientifica. 2018. Т. 3, № 6. С. 137-143)
5.      Izimbergenov NI. New ethical and deontological problems of modern medicine.
West Kazakhstan Medical Journal. 2016; 2(50): 3-10. Russian (Изимбергенов Н.И. Новые этико-деонтологические проблемы современной медицины //Медицинский журнал Западного Казахстана. 2016. № 2(50). С. 3-10)
6.      Brown D, Crace RK. Values in Life Role Choices and Outcomes: A Conceptual Model. Career Development Quarterly. 1996; 44(3): 211-223

7.      Life Values Inventory (LVI). URL: https://bhmt.org/wp-content/uploads/2016/04/BHMT_CC_Life-Values_Inventory.pdf (date accessed: 08.23.2023)

8.      Omarova MK. Values of student youth (on the example of students of Dagestan universities).
Human Capital. 2020; 12(144): 253-259. Russian (Омарова М.К. Ценностные ориентации студенческой молодёжи (на примере студентов дагестанских ВУЗов) //Человеческий капитал. 2020. № 12(144). С. 253-259.) DOI: 10.25629/HC.2020.12.25
9.      Stepanenko LV. Adaptation processes of first-year students within the framework of modern university formats of the education.
Problems of modern pedagogical education. 2023; 78-4: 216-219. Russian (Степаненко Л.В. Адаптационные процессы студентов-первокурсников в рамках современных форматов образования в ВУЗе //Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-4. С. 216-219)
10.    Konovalov SV. Socio-professional contradictions between the expectations of university students and the need for graduates in the labor market.
The value system of modern society. 2010; 10(2): 137-140. Russian (Коновалов С.В. Социально-профессиональные противоречия между ожиданиями студентов ВУЗов и потребностью в выпускниках на рынке труда //Система ценностей современного общества. 2010. № 10(2). С. 137-140)
11.    Khachikyan EI, Zaborina MA, Brant EA. Formation of value orientations of university students as a psychological and pedagogical problem.
Problems of modern pedagogical education. 2022; 74-3: 273-276. Russian (Хачикян Е.И., Заборина М.А., Брант Е.А. Формирование ценностных ориентаций студентов ВУЗа как психолого-педагогическая проблема //Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-3. С. 273-276)
12.    Gribov DE. Social expectations as a regulator of individual social behavior: theoretical research problems.
Humanities of the South of Russia. 2016; 19(3): 182-189. Russian (Грибов Д.Е. Социальные ожидания как регулятор социального поведения личности: теоретические проблемы исследования //Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 19, № 3. С. 182-189)
13.    On measures to implement the State social Policy: Decree of the President of the Russian Federation N 597 dated 07.05.2012. Russian
(О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: Указ Президента Российской Федерации № 597 от 07.05.2012.) URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201205070023 (дата обращения: 23.08.2023.)

14.    Mirgorodskaya VP. Value orientations of future specialists of medical professions. Problems and prospects of development of science and education in the XXI century: materials of the International (correspondence) scientific and practical conference. Sofia, 2017. P. 611-628. Russian (Миргородская В.П. Ценностные ориентации будущих специалистов медицинских профессий //Проблемы и перспективы развития науки и образования в ХХI веке: матер. междунар. (заочной) науч.-практ. конф. София, 2017. С. 611-628)
15.
    Ivanova VP, Sulaimanova AI. Value and life-meaningful orientations of university youth from rural and urban. Bulletin of Science and Practice. 2019; 5(6): 480-489. Russian (Иванова В.П., Сулайманова А.И. Ценностные и смысложизненные ориентации сельской и городской молодежи, обучающейся в ВУЗе //Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5, № 6. С. 480-489)
16.    Shuvalova NV, Korepanova NV. Study of value orientations of student youth as a factor of personal growth.
Pedagogy and psychology of education. 2022; 3: 219-231. Russian (Шувалова Н.В., Корепанова Н.В. Исследование ценностных ориентаций студенческой молодежи как фактора личностного роста //Педагогика и психология образования. 2022. № 3. С. 219-231)

Корреспонденцию адресовать:

ПЛАКСИН Владимир Александрович
163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51,
ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России
Тел
: 8 (8182) 21-11-63     E-mail: fsonsmu@yandex.ru

Сведения об авторах:

СТУЛЬБА Мария Михайловна
администратор Центра довузовского образования и профессиональной ориентации, ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России, г. Архангельск, Россия

E
-mail: maru.ushakova@yandex.ru

МОРДОВСКИЙ Эдгар Артурович
доктор мед. наук, доцент, зав. кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы, ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России, г. Архангельск, Россия
E-mail: ulimwengumea@gmail.com

ПЛАКСИН Владимир Александрович
канд. мед. наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии, декан факультета сестринского образования, ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России, г. Архангельск, Россия
E-mail: fsonsmu@yandex.ru

ЛУКАШОВ Андрей Геннадьевич
канд. социологических наук, доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы, ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России, г. Архангельск, Россия

E-mail:
aaggll@mail.ru

Information about authors:

STULBA Maria Mikhailovna
administrator of the Center for pre-university education and vocational guidance, Northern State Medical University, Arkhangelsk, Russia
E-mail: maru.ushakova@yandex.ru

MORDOVSKII Edgar Arturovich
doctor of medical sciences, docent, head of the department of public health, health care and social work, Northern State Medical University
, Arkhangelsk, Russia
E-mail: ulimwengumea@gmail.com

PLAKSIN Vladimir Alexandrovich
candidate of medical sciences, docent of the department of propaedeutics of childhood diseases and polyclinic pediatrics, dean of the faculty of nursing education, Northern State Medical University
, Arkhangelsk, Russia
E-mail: fsonsmu@yandex.ru

LUKASHOV Andrey Genndievich
candidate of sociological sciences, docent of the department of public health, healthcare and social work, Northern State Medical University, Arkhangelsk, Russia
E-mail:
aaggll@mail.ru

Статистика просмотров

Загрузка метрик ...

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.