Плаксин В.А., Русинова Я.А., Мордовский Э.А., Шалаурова Е.В., Плаксина Н.Ю.
Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск, Россия
ОЦЕНКА СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются
образовательные технологии, реализуемые в основном с применением
информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии
обучающихся и педагогических работников.
Университет организовал работу обучающихся и преподавателей
в электронной информационно-образовательной среде. Выполнено поперечное
социологическое исследование методом анкетирования обучающихся для оценки
уровня готовности и адаптированности обучающихся.
Опрошенные указали на значительный объем заданий и на их
сложность. Отмечено, что сами преподаватели не имели должных навыков работы в
дистанционном режиме. Большинство указали на сокращение объема текущей
академической задолженности по дисциплинам. Уровень готовности обучающихся
медицинского ВУЗа к этому виду обучения оценивается как умеренный и должен
применяться избирательно.
Ключевые слова: новая коронавирусная инфекция; медицинское образование; дистанционное обучение; адаптация студентов
Plaksin V.A., Rusinova Ya.A., Mordovsky E.A., Shalaurova E.V., Plaksina N.Yu.
Northern State Medical University, Arkhangelsk, Russia
EVALUATION BY MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS OF LEARNING USING DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES
Distance
learning technologies are understood as educational technologies implemented
mainly with the use of information and telecommunication networks with the
indirect interaction of students and teaching staff.
The
University organized the work of students and teachers in an electronic
information and educational environment. A cross-sectional sociological survey
was carried out by means of a questionnaire among students to assess the level
of readiness and adaptability of students.
The
respondents indicated a significant amount of tasks and their complexity. It is
noted that the teachers themselves did not have the proper skills to work
remotely. The majority indicated a reduction in the volume of current academic
debt in disciplines. The level of readiness of medical university students for
this type of training is assessed as moderate and should be applied
selectively.
Key words: new coronavirus infection; medical education; distance learning; adaptation of students
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 30 января
2020 года признала вспышку новой коронавирусной инфекции (НКИ) «чрезвычайной
ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное
значение». Через полтора месяца, 11 марта того же года Генеральный
директор ВОЗ Т.А. Гебреисус на пресс-брифинге объявил о начале пандемии [1].
Несмотря на то, что обстановка, которая сложилась в Российской Федерации в
связи с распространением НКИ (2019-nCoV), вполне соответствовала определению
понятия «чрезвычайная ситуация», решение о введении «режима чрезвычайной
ситуации» на всей территории страны так и не было принято. Вместо этого
федеральными органами власти были реализованы отдельные меры, которые
способствовали ограничению перемещения граждан, повышению эффективности работы
социальных служб (в т.ч. системы образования).
Принятые в связи с распространением новой коронавирусной
инфекции решения актуализировали задачу расширения практики применения
дистанционных технологий в образовательном процессе. Федеральным законом от
29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
образовательным организациям дано право реализовывать образовательные программы
«…с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий» [2]. В п.1. Статьи 16 нормативного правового документа дается
определение указанных терминов. Так, под дистанционными образовательными
технологиями (ДОТ) понимаются «…образовательные технологии, реализуемые в
основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при
опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических
работников…» [2].
В России использование ДОТ получило развитие после 1997 года.
Но вплоть до 2020 года расширению практики их применения препятствовал профессорско-преподавательский
состав (ППС) образовательных организаций, дефицит инфраструктуры, ряд иных
факторов [3-5]. Обучающиеся, а также их родственники, также не были готовы к
электронному обучению, опасаясь за возможное снижение качества полученных
знаний и умений [6-8]. Дискуссия о целесообразности применения ДОТ во-многом
потеряла свою актуальность после введения ограничительных мероприятий,
связанных с распространением НКИ.
Обучающиеся Северного государственного медицинского
университета (г. Архангельск) были переведены на обучение с применением
ДОТ с 21 марта 2020 года. Университет организовал работу обучающихся
и ППС в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС). В рамках этого
процесса в деканатах были созданы горячие линии для контроля за местом нахождения
обучающихся, их информирования по вопросам профилактики НКИ, а также обучения в
ЭИОС. При наличии доступа к сети Интернет, компьютерной техники студентам была
предоставлена возможность выехать по месту жительства. Вместе с тем, поскольку
в предыдущие годы практика применения ДОТ в образовательной организации
расширялась относительно медленными темпами, к их рутинному использованию во многом
оказались не готовыми не только ППС, но и обучающиеся.
Вышеуказанное обусловило цель настоящего исследования
– оценить уровень готовности и адаптированности обучающихся медицинского
университета к обучению с применением ДОТ.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Выполнено поперечное социологическое исследование методом
анкетирования обучающихся лечебного, педиатрического и стоматологического
факультетов ФГБОУ ВО СГМУ (г. Архангельск) Минздрава России в конце 2021 г.
(через 1,5 года после начала практики применения ДОТ в обучении). Объем
выборочной совокупности был рассчитан с помощью формулы, выведенной из
уравнения предельной ошибки выборки [9], и составил 445 человек при
величине доверительного коэффициента (t), равного 1,96, максимального размера
ошибки (Δ), равного 0,05, и поправки на отклик, равной 15 %. Всего были проанкетированы
461 обучающийся, в том числе 1-го курса – 99 чел. (21,5 %), 2-го
курса – 130 чел. (28,2 %), 3-го курса – 89 чел. (19,3 %),
4-го курса – 65 чел. (14,1 %), 5-го курса – 78 чел. (16,9 %)
в возрасте 18-23 лет.
В качестве инструмента сбора данных использован авторский вопросник.
Кроме паспортной части, он включал в себя вопросы, ответы на которые позволили
оценить практику применения ДОТ обучающимися (в т.ч. в период экзаменационной
сессии), удовлетворенность качеством полученных знаний, а также уровень
готовности применения ДОТ в образовательном процессе в медицинском ВУЗе после
окончания действия ограничительных мероприятий.
Для статистического анализа
использовались категориальные переменные; они были представлены в виде
процентных долей в программе Stata в.12.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В 2020 году после введения ограничительных мероприятий обучающимся университета была предоставлена возможность выехать по месту жительства при условии наличия доступа к сети Интернет и необходимых технических средств для продолжения обучения с применением ДОТ. Применение ДОТ обуславливает специфику организации учебной деятельности; ППС и обучающимся необходимо пользоваться специальными компьютерными и техническими средствами. При опросе более 95 % студентов имели средства выхода в интернет, причем 2/3 имели более одного гаждета. Обучающиеся медицинского университета пользовались преимущественно ноутбуками и мобильными телефонами (рис. 1). В случае наличия только мобильного телефона утилитарность технического средства могла негативно сказаться на качестве освоения учебного материала.
Рисунок 1. Практика применения технических средств обучающимися
медицинского вуза, в %
Figure 1. The practice of using
technical means by medical students, in %
Отметим, что каждому пятому студенту (103 чел., 22,3 %)
пришлось приобретать указанные технические средства за свой счет.
Применение ДОТ было реализовано в системе дистанционного
обучения (СДО) университета. Однако, в связи с одномоментным обращением большого
количества обучающихся в первые недели введения ограничительных мероприятий система
неоднократно давала сбои, что могло негативно повлиять на мнение респондентов о
ДОТ. Перечень трудностей, с которыми столкнулись обучающиеся, работая в СДО, не
ограничивался неудобством последней (рис. 2).
Рисунок 2. Основные трудности при обучении студентов в СДО, %
Figure 2. The main difficulties
in teaching students in SDO, %
Каждый четвертый (24,8 %) указал на значительный объем
заданий, которые приходилось выполнять в СДО; каждый пятый (21,1 %) – на
их сложность. Каждый восьмой респондент заметил, что сами преподаватели не
имели должных навыков работы в СДО (13,7 %). Вместе с тем, несмотря на
объективные трудности, 110 обучающихся (23,9 %) отметили сокращение
объема текущей академической задолженности по дисциплинам, и только 55 (11,9 %)
– ее увеличение.
П.5. статьи 16 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» обязывает образовательную организацию
«…при реализации образовательных программ с применением … ДОТ» обеспечивать «…
защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом
тайну» [2]. В этой связи обучающиеся медицинского университета еще при
зачислении в ВУЗ подписывали информированное согласие на обработку персональных
данных в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ
«О персональных данных» [10]. Это обеспечивало возможность использования в
период проведения экзаменационных сессий таких форм промежуточной аттестации,
как экзамен и дифференцированный зачет в виде тестирования, решения
ситуационных задач или собеседования; они были реализованы в электронной
образовательной среде университета. Обучающиеся не имели единого мнения об
объективности полученных по итогам сессии оценок (рис. 3).
Рисунок 3. Объективность оценки по итогам промежуточной аттестации,
полученной с использованием ДОТ, %
Figure 3. Objectivity of the
assessment based on the results of the intermediate certification obtained
using DOT, %
В перечне причин «завышения» оценок, полученных в ходе
промежуточной аттестации (по мнению указанной группы респондентов), –
«возможность посторонней помощи при выполнении заданий» (43 чел., 46,7 %),
«значительный период времени на выполнение задания, достаточный для
многократной проверки ответа» (25 чел., 27,2 %), «легкость заданий»
(24 чел., 26,1 %). Как следствие, большинство обучающихся (298 чел.,
64,4 %) полагают, что использование ДОТ при проведении экзаменов и зачетов
даже при традиционном обучении «неприемлемо». Лишь треть респондентов (163 чел.,
35,6 %) указали, что ДОТ могут быть использованы при проведении всей
промежуточной аттестации или отдельных ее этапов.
Учитывая трудности, с которыми сталкивались обучающиеся,
работая в СДО университета, в т.ч. в период проведения периодической
аттестации, их оценки эффективности обучения с применением ДОТ оказались
достаточно умеренными (рис. 4).
Рисунок 4. Мнение опрошенных об эффективности обучения с применением
ДОТ, %
Figure 4. Opinion of
respondents on the effectiveness of training with the use of DOT, %
Вместе с тем, эти оценки не помешали обучающимся высоко оценить свою адаптированность к применению ДОТ: каждый четвертый (28,4 %) указал, что «отлично» справился с переходом на обучение в СДО, почти каждый второй (43,2 %), – что «хорошо». Лишь каждый пятый (19,4 %) оценил уровень своей адаптированности применению ДОТ как «удовлетворительный», и каждый десятый (9,0 %) – как «неудовлетворительный».
ВЫВОДЫ
1. Уровень
готовности обучающихся медицинского ВУЗа к обучению с применением ДОТ
оценивается как умеренный; 28,0 % обучающихся отмечают неудобство
существующих СДО, 24,8 % – значительное увеличение объема заданий, которые
приходится выполнять в СДО, 21,1 % – увеличение их сложности.
2. Две трети
обучающихся (65,6 %) медицинского ВУЗа оценивают уровень своей
адаптированности к обучению с применением ДОТ как «удовлетворительный» и
«хороший». Почти половина обучающихся (41,2 %) указывают на
необъективность оценок по итогам промежуточной аттестации, полученных с
использованием ДОТ.
Информация о финансировании и конфликте интересов
Исследование не имело спонсорской
поддержки.
Авторы декларируют отсутствие явных и
потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES:
1. Opening remarks by the Director-General of
the World Health Organization at the press briefing on COVID-19 on March 11,
2020. Russian (Вступительное слово Генерального директора Всемирной
организации здравоохранения на пресс брифинге по COVID-19 11 марта 2020 г.) URL:
https://www.who.int/ru/director-general/speeches/detail/who-director-general-s-opening-remarks-at-the-media-briefing-on-covid-19---11-march-2020
(дата обращения: 09.01.2023)
2. Federal Law N 273-FZ of December 29, 2012
«On Education in the Russian Federation». Russian (Федеральный закон N 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации»)
3. Oleynik EV, Mutalova DA, Bezenkova TA,
Manannikova AV. Studying the problem of adaptation university students in
conditions of self-isolation to on-line training with the use of distance
education technologies. Modern
Pedagogical Education. 2020; 5: 69-72. Russian (Олейник Е.В.,
Муталова Д.А., Безенкова Т.А., Мананникова А.В. Изучение проблемы адаптации
студентов ВУЗа в условиях самоизоляции к on-line обучению с применением
дистанционных образовательных технологий //Современное педагогическое
образование. 2020. № 5. С. 69-72)
4. Pazukhina SV. Types of students'
adaptation to conditions of learning in digital environment. The Humanities. Scientific Journal. 2020;
4(52): 41-47. Russian (Пазухина С.В. Типы адаптации студентов к условиям обучения в цифровой среде //Гуманитарные науки (г. Ялта). 2020. № 4(52). С. 41-47)
5. Dyachkova MG, Mordovsky EА. Impact of computer technologies on healthy way of
life of younger generation. Human
Ecology. 2012; 19(5): 14-19. Russian (Дьячкова М.Г., Мордовский Э.А.
Воздействие компьютерных технологий на здоровый образ жизни подрастающего
поколения //Экология человека. 2012. № 5. С. 14-19.) DOI: 10.17816/humeco17470
6. Edronova V.N. Online education in the
digital transformation system of russian universities: statistics 2020. General Information and the Scope. 2021;
20(2(509)): 278-298. Russian (Едронова В.Н. Онлайн-образование в системе
цифровой трансформации российских ВУЗов: статистика 2020 г. //Экономический
анализ: теория и практика. 2021. Т. 20. № 2(509). С. 278-298.) DOI: 10.24891/ea.20.2.278
7. Shereshkova EA, Spitsyna OA. Distance learning at a university as a
difficult life situation for correspondence students. Каzan pedagogical journal. 2021;
2(145): 205-211. Russian (Шерешкова
Е.А., Спицына О.А. Дистанционное обучение в ВУЗЕ как трудная жизненная ситуация
для студентов заочного отделения //Казанский педагогический журнал. 2021. № 2(145). С. 205-211.) DOI: 10.51379/KPJ.2021.146.3.029
8. Bogdanova MV, Sorokina EN, Tamoshkina EV. Problem
of adapting students to learning with the application of distance educational
technologies. Uchenye
zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2022; 5(207): 46-50. Russian (Богданова
М.В., Сорокина Е.Н., Тамошкина Е.В. Проблема адаптации студентов к обучению с применением
дистанционных образовательных технологий //Ученые записки университета им. П.Ф.
Лесгафта. 2022. № 5(207). С. 46-50.) DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p46-50
9. Merkov AM, Polyakov LE. Sanitary statistics: a guide for doctors. Moscow:
Medicine, 1974. 384 p. Russian (Мерков
А.М., Поляков Л.Е. Санитарная статистика: пособие для врачей. М.: Медицина,
1974. 384 с.)
10. Federal Law of July 27, 2006 N 152-FZ «On
Personal Data». Russian (Федеральный закон от 27.07.2006 N
152-ФЗ «О персональных данных»)
Корреспонденцию адресовать:
ПЛАКСИН Владимир Александрович
163000, г. Архангельск, пр.
Троицкий, д. 51, ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России
Тел: 8 (8182) 21-11-63 E-mail: fsonsmu@yandex.ru
Сведения об авторах:
ПЛАКСИН Владимир Александрович
канд. мед. наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии,
декан факультета сестринского образования, ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России, г. Архангельск,
Россия
E-mail: fsonsmu@yandex.ru
РУСИНОВА Яна Александровна
преподаватель
по направлению «Сестринское дело»,
ГАПОУ АО «Устьянский индустриальный техникум», РП Октябрьский, Устьянский
район, Архангельская область, Россия
МОРДОВСКИЙ Эдгар Артурович
доктор мед. наук, доцент, зав. кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и
социальной работы, ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России, г. Архангельск, Россия
E-mail:
ulimwengumea@gmail.com
ШАЛАУРОВА Елена Викторовна
канд. биол. наук, доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и социальной
работы, ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России, г. Архангельск, Россия
ПЛАКСИНА Надежда Юрьевна
канд. мед. наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии,
ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России, г. Архангельск, Россия
E-mail: planad108@yandex.ru
Information about authors:
PLAKSIN Vladimir Alexandrovich
candidate of medical
sciences, docent of the department
of propaedeutics of childhood diseases and polyclinic pediatrics, dean of the
faculty of nursing education, Northern
State Medical University, Arkhangelsk, Russia
E-mail: fsonsmu@yandex.ru
RUSINOVA Yana Alexandrovna
teacher in the direction of "Nursing", Ustyansk
Industrial College, RP Oktyabrsky, Ustyansky district, Arkhangelsk region,
Russia
MORDOVSKII Edgar Arturovich
doctor of medical
sciences, docent, head of the department
of public health, health care and social work, Northern State Medical University, Arkhangelsk, Russia
E-mail:
ulimwengumea@gmail.com
SHALAUROVA Elena Viktorovna
candidate of
biological sciences, docent of the department of public health, healthcare and social work, Northern State Medical University, Arkhangelsk, Russia
PLAKSINA Nadezhda Yurievna
candidate of medical
sciences, docent of the department
of propaedeutics of childhood diseases and polyclinic pediatrics, Northern State Medical University, Arkhangelsk, Russia
E-mail:
planad108@yandex.ru
Статистика просмотров
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.