ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Светличная Т.Г., Плаксин В.А., Петрухина В.В.

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск, Россия

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В современном мире меняется представление об образе медицинского работника. Анализ образов героев, представляемых авторами литературных и кинопроизведений, демонстирирует изменение основ как выбора профессии, так и личности женщин, приходящих в нее. Медицинская сестра – сострадатель и переживатель, сменяется сильным, уверенным в себе профессионалом. Остаются необходимые в профессии преданность, стремление к самосовершенствованию, инициативность, наблюдательность, логичность поведения. Также отмечаются и негативные качества, проявляющиеся в механичности, шаблонности, стереотипе работы, отсутствии учета психологических особенностей и равнодушном отношении к больному.

Ключевые слова: медицинская сестра; профессиональный образ; общественное сознание; эффективность здравоохранения

Svetlichnaya T.G., Plaksin V.A., Petrukhina V.V.

Northern State Medical University, Arkhangelsk, Russia

PROFESSIONAL IMAGE OF A NURSE AS A FACTOR OF INCREASING THE EFFICIENCY OF HEALTH CARE

In the modern world, the idea of the image of a medical worker is changing. The analysis of the images of heroes presented by the authors of literary and film productions demonstrates a change in the foundations of both the choice of profession and the personality of women who come to it. A compassionate and experienced nurse is replaced by a strong, self-confident professional. There remain the dedication necessary in the profession, the desire for self-improvement, initiative, observation, logical behavior. Negative qualities are also noted, manifested in mechanicality, stereotyping, stereotype of work, lack of consideration of psychological characteristics and indifference to the patient.

Key words: nurse; professional image; public consciousness; health care efficiency

В современном мире профессиональный имидж признается бесспорной человеческой ценностью. Он представляет собой «образ специалиста, обладающего определенным числом наиболее характерных профессиональных качеств и стандартных поведенческих моделей, реализующих стереотип деятельности в специальной сфере» [1]. Профессия медицинской сестры относится к группе социономических, помогающих профессий. По своей численности медицинские сестры представляют собой наиболее значительную категорию медицинских работников, являясь постоянным, а иногда и единственным контактом населения с системой здравоохранения. С наличием дефицита сестринских кадров в медицинских организациях тесно связано качество оказания медицинской помощи и рост больничной летальности [1].
В настоящее время отношение общества к профессии медицинской сестры, ее месту и роли в системе здравоохранения начинает медленно, но верно изменяться. Представление о данной профессиональной группе, как имеющей низкий социальный статус и требующей минимальной профессиональной подготовки, все большим числом медицинских специалистов подвергается пересмотру. Недооценка обществом значительного вклада, вносимого данной профессиональной группой в дело охраны здоровья населения, начинает постепенно смягчаться. Вместе с тем, необходимость повышения эффективности здравоохранения, увеличения объемов оказания сестринских услуг в системе первичной медико-санитарной помощи как больным, так и здоровым людям, требует существенного повышения престижа профессии медицинской сестры.
Создаваемый средствами массовой коммуникации в общественном сознании образ медицинской сестры может способствовать как повышению, так и снижению статуса профессии. В этой связи особую важность приобретает изучение образа медицинской сестры в социальных медиа, средствах массовой информации, художественной литературе и кинематографе. Возрастающую с каждым днем роль данных коммуникационных площадок в распространении социальных мнений, представлений и стереотипов трудно переоценить. Особую актуальность проблема изучения образа медицинской сестры в массовом сознании приобретает в условиях изменения приоритетов сестринского обслуживания с практики решения конкретных клинических задач на обеспечение удовлетворения медицинских потребностей каждого отдельного пациента, эффективное осуществление профилактики заболеваний и укрепление здоровья.
Начало процесса пересмотра и реформирования сестринского дела в России связано с принятием новой философии сестринского дела «Новые сестры для новой России» (1993). Она направлена на обеспечение населения доступной и качественной сестринской помощью, реализацию принципа пациентоориентированности при осуществлении профессиональной сестринской деятельности и повышение удовлетворенности пациентов при использовании сестринских услуг [8, 14, 23].

Цель исследования –
изучение становления образа медицинской сестры в общественном сознании и обоснование его использования в комплексе мероприятий, направленных на повышение эффективности здравоохранения.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе проведения исследования был использован аналитический метод в сочетании с научно-теоретическим подходом. По теме исследования проанализированы 24 источника литературы.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Организация сестринской помощи в России имеет давнюю историю и всегда была направлена на решение сложных медицинских и социальных проблем российского общества. Первым профессиональным объединением медицинских сестер в нашей стране явилась Свято-Троицкая община сестер милосердия (1844), принимавшая активное участие в оказании медицинской помощи больным и раненым во время Крымской войны. Одновременно с выполнением медицинских задач, община решала серьезные идеологические и организационно-методические проблемы, побудившие в последующем Анри Дюнан к основанию общественной организации Международного Красного Креста: «…мы просто не имеем права не использовать сегодня богатый духовный и профессиональный опыт, накопленный русскими сестрами милосердия в процессе своей самоотверженной деятельности» (1864) [5, 11].
До 1854 г. во всех медицинских учреждениях страны на должностях среднего медицинского персонала работали исключительно мужчины – медицинские братья. Крымская война (1854-1856) коренным образом изменила существовавшую ситуацию. Самоотверженная деятельность женщин – сестер милосердия во время Крымской войны положила начало легитимизации профессии медицинской сестры. Приоритет в разработке теории сестринского дела и становления профессии медицинской сестры принадлежит Флоренс Найтингейл (1820-1910), давшей в труде «Записки об уходе» (1859) характеристику сестринского дела как «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению». Особо важное значение она отводила созданию благоприятных условий, способствующих выздоровлению, на основе использования целительных свойств природы. В последующем профессиональные убеждения Ф. Найтингейл были признаны во всем мире.
Особая роль женщины в деле милосердия обществом осознавалась медленно и неровно. Наряду с ролью хранительницы семейного очага, социум постепенно стал наделять женщину новой социальной ролью – сначала сестры милосердия, а затем медицинской сестры. Так, участник событий Крымской войны Л.Н. Толстой (1828-1910) в рассказе «Севастополь в мае», входящем в цикл «Севастопольских рассказов», одним из первых создал художественный образ сестры милосердия: «Сестры, со спокойными лицами и с выражением не того пустого женского болезненно-слезного сострадания, а деятельного практического участия, то там, то сям… мелькали между окровавленными шинелями и рубахами» [19].
Жертвенность и подвижничество сестер милосердия воспевалась в поэтических произведениях. Так, поэт-декабрист Ф.Н. Глинка (1786-1880) посвятил стихотворение «Привет поэта сестре милосердия» (1856) активному деятелю сестринского движения в России Е.М. Бакуниной (1810-1894) [21, С. 244]. Тургенев И.С. (1818-1883) посвятил прозу баронессе Ю.П. Вревской (1838-1878), которая «…вся, пылая огнем неугасимой веры…» [22, С. 146], исполняя обязанности сестры милосердия, скончалась во время Русско-Турецкой войны (1877-1878).
В годы русско-японской (1904-1905) и Первой мировой (1914-1918) войн самоотверженная деятельность сестер милосердия получила широкое отражение в художественной литературе – поэзии и прозе. Образ «святой сестрицы» [23, С. 222] с «большой душой» [24] создали в своих творениях поэты И. Ганчев (1936-2005), Я.П. Полонский (1819-1898), Н. Гумилев (1886-1921) [25, С. 372-373]. В своих поэтических работах они представляли сестру милосердия так же в облике прекрасной артистки, способной отвлечь солдата от ужаса и лишений войны. Большое внимание авторы уделяли воспеванию духовной красоты личности сестры милосердия. Однако, наряду с восторженными впечатлениями в художественной литературе, нашли отражение и критические взгляды на деятельность сестер милосердия того времени. Так, фронтовой врач во время русско-японской войны В.В. Вересаев писал, что медицинскими сестрами часто становились скучающие аристократки и жены офицеров, которые «за немногими исключениями… являлись истинными бичами» врачебных заведений [3, 4]. Они получали незаслуженно награды за то, что лишь «служили необходимым украшением боевой сцены», являясь все же «белыми ангелами, утоляющими муки раненых воинов» [4, 5]. Женщины-патриотки изображались на агитационных плакатах, например в брошюре «Геройский подвиг сестры милосердия Елизаветы Бычковой» [5], или представали в рассказе Х. Шухмина «Любовь сестры милосердия, или Мать под пулями и бомбами» [18, 19]. Важная общественная деятельность русских женщин, оставивших мирный быт и отправившихся на фронт сестрами милосердия, раскрывалась в пьесе «Сестра миловердия» М. Кирьяковой (1914-1985), в которой сестра милосердия предпочла роли любовницы гибель в пылу сражения [10]. Гражданским подвигом представлен труд сестер милосердия в произведениях П.А. Сергиенко (1854-1930) «Сестра милосердия» [17], К.В. Лукашевича (1859-1937) «Дочь матроса: подвиг Дарьи Севастопольской» [12], А.А. Соколова (1962) «Сестра милосердия» [18].
Голод, инфекции, высокая детская и материнская смертность, детская беспризорность периода Первой мировой войны, двух революций 1917 г. и Гражданской войны требовали от российского государства внедрения срочных мер по обеспечению населения доступной и качественной медицинской помощью. Для этого Народный комиссариат здравоохранения и Российское общество Красного Креста в феврале 1919 г. утвердили положение о школах медицинских сестер. В результате к
середине 1930-х годов в СССР была создана единая система подготовки медицинских сестер, а спустя 10 лет около тысячи образовательных учреждений занимались их профессиональной подготовкой, высокое качество которой было продемонстрировано в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). В романе «Горячий снег» Ю.В. Бондарев (1921-2020) раскрывает высокую идею служения медицинских сестер во время Сталинградской битвы (1942) [2]. В произведении отражены и страдание, и слезы молодой девушки-санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки.
Из всех известных видов искусства наибольшее влияние на массовое сознание оказывает кинематограф. В наглядной образной форме он способствует осмыслению естественных феноменов жизни и смерти, болезни и здоровья, а также социальной роли медицинского работника и пациента. В художественной форме кино воспроизводит профессиональную деятельность медицинских работников; организацию и ход работы в медицинском учреждении; особенности проведения лечебных манипуляций; атмосферу, царящую в поликлиниках и больницах; способы выстраивания межличностных отношений врачей, медицинских сестер и пациентов. Образы и ситуации, создаваемые в медицинских сериалах, ярко визуализированы, что упрощает восприятие и способствует проживанию и усвоению связанных с ними эмоциональных и поведенческих реакций. Полученный опыт распространяется на различные области социальной жизни, культуры и поведения человека, формируя стереотипы медицинского поведения, которым начинают следовать массы [16].
Сегодня Интернет и кинематограф, как средства получения информации, по частоте и масштабам использования значительно превосходят традиционные способы социальных коммуникаций, таких как книги и общение. В условиях интенсивного расширения возможностей кинематографа вследствие включения в сеть Интернет его влияние на сознание общества еще более возрастает.
Кинематограф особенно эффективно может формировать как положительный профессиональный имидж, чем способствует выгодному продвижению медицинских услуг и помогает завоеванию доверия потребителей, так и отрицательный, подрывающий репутацию медицинских работников и снижающий спрос на медицинские услуги. Кинематограф наглядно демонстрирует положительные и отрицательные качества личности медицинских сестер, художественно изображая не только добрые, заботливые и самоотверженные натуры, но и представляя их антагонистов. Такие персонажи могут быть грубыми и безразличными к насущным проблемам пациентов. Эмоциональное выгорание, чувство безразличия, негативное восприятие своей профессии, неконструктивные взаимоотношения с пациентами, их родственниками и друг другом являются профессиональными рисками, связанными с работой медицинской сестры.
Равнодушие и безразличие сестринского персонала к проблемам пациентов показан в фильмах «Змеиная яма» (А. Литвак, 1948 г.) и «Пролетая над гнездом кукушки» (М. Форман, 1975 г.), в которых ярко продемонстрировано проявление стигматизации общества по отношению к психически больным [8]. Медицинские сестры подвергают пациентов унижениям, психологическому давлению, что приводит даже к суициду.
Профессиональная самостоятельность медицинских сестер, их уверенность в собственных силах показаны в фильмах «Живые и мертвые» (А. Столпер, 1964), «Если бы стены могли говорить» (Нэнси Сэвока, 1996), «Общая терапия» (Олег Фесенко, 2008), «Сестра Готорн» (Тони Голдуин, 2009). В большинстве фильмов медицинские сестры наделены состраданием к ближнему, уверены в себе и самоотверженны. Но некоторые фильмы и произведения, в которых демонстрируются признаки эмоционального выгорания медицинских сестер, также имеют положительное влияние на формирование профессионального имиджа. Они помогают медицинским сестрам увидеть себя со стороны, понять ошибки и своевременно скорректировать профессиональное поведение.
Профессия медицинской сестры обязывает к постоянному общению, как с больными, так и со здоровыми людьми. Поэтому всем своим внешним видом она должна вызывать доверие и расположение. Первое впечатление складывается из восприятия внешнего вида, в котором немаловажное значение придается одежде [15]. Петрова Н.Н. в книге «Психология для медицинских специальностей» обосновывает необходимость специальной униформы для медицинских работников и приводит примеры ее различных вариантов. Со временем традиционный белый халат, претерпев известные изменения, стал стильным и модным. Он может иметь разную длину рукавов, форму воротника, застежки и карманы [7]. Согласно требованиям СанПиН [15], особое внимание уделяется рукам медицинской сестры. Для исключения возможности переноса инфекции ногти должны быть аккуратно подстрижены. Для пациентов опрятность ассоциируется с профессионализмом, помогает сформировать чувство доверия и уважения. При этом отношение медицинского работника к своему внешнему виду свидетельствует об отношении человека как к себе и коллегам, так и к самой профессии.
В последние годы требования общества к профессиональной подготовке медицинских сестер существенно повысились [8]. В связи с этим в 1991 г. в нашей стране
(приказ Госкомитета СССР по народному образованию от 28.06.1991 № 313) специальность «Сестринское дело» включена в перечень специальностей высших учебных заведений и начата подготовка медицинских сестер с высшим образованием. В последующем специальность 040600 «Сестринское дело» определена Комитетом по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ в качестве одного из 4-х направлений высшего медицинского образования (приказ № 459 от 20.07.1992). Перед вузами, приступившими к обучению специалистов новой генерации, была поставлена стратегическая цель – «подготовить квалифицированные педагогические и управленческие сестринские кадры, способные на высоком профессиональном уровне решать задачи развития отрасли на основе принципов научного управления, рационального использования ресурсов, технологического совершенствования, реализации и развития кадрового потенциала» [14].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведенный анализ образов героинь, создаваемых писателями, поэтами и режиссерами, показывает изменение мотивов выбора профессии медицинской сестры и личности женщин, приходящих в нее. Образ сострадающей жертвенной сестры милосердия сменяется сильным, уверенным в себе профессионалом. Его личность, наряду с положительными качествами, демонстрирующими преданность профессии, стремление к самосовершенствованию, инициативность, наблюдательность, логичность поведения, характеризуется наличием и негативных качеств, проявляющихся в механичности и шаблонности, недоучете психологических особенностей личности пациента, равнодушном отношении к больному.
Подведение итогов изучения пути становления и развития профессии медицинской сестры с самого начала возникновения и до сегодняшних дней на основе анализа творческой продукции писателей, поэтов и режиссеров, посвященной сестринскому труду, позволяет выделить три периода в формировании образа медицинской сестры в общественном и профессиональном сознании и факторы, влияющие на него.
1.
      Первый период – середина XIX века – второе десятилетие XX века. В этот промежуток времени деятельность медицинских сестер представлялась благородной, жертвенной, самоотверженной и бескорыстной. Сестрами милосердия во время военных действий становились как простые деревенские девушки, так и дамы дворянского происхождения. Всеми ими двигало единое желание быть полезными обществу, оказывая медицинскую помощь, осуществляя уход и заботу за больными и умирающими воинами.
2.
      Второй период – двадцатые – девяностые годы XX в. После Октябрьской революции 1917 г. задачи подготовки среднего медицинского персонала решались в соответствии с потребностями здравоохранения России, ее экономическими и социальными проблемами. Профессия медицинской сестры в этот период приобретает легитимный статус, происходит нормативное оформление содержания сестринского труда. В процессе профессиональной подготовки особое внимание уделяется выработке высоких профессиональных качеств.
3.
      Третий период – девяностые годы XX века– настоящий период. Этот период для сестринского образования стал ответственным и серьезным испытанием на соответствие нового направления подготовки стандартам высшей медицинской школы, требованиям системы здравоохранения и ожиданиям населения. Традиционно сформировавшееся в прошлом представление о медицинской сестре лишь как о вспомогательном техническом помощнике врача в это время претерпевает существенное изменение, положительно сказавшись на качестве сестринской помощи, социальном статусе и престиже профессии медицинской сестры.
4.
      Формирование идеального образа медицинской сестры имеет существенное значение для повышения эффективности здравоохранения и происходит под влиянием двух групп факторов: внешних и внутренних. Первая группа связана с деятельностью средств массовой информации, позитивной функцией которых является внедрение в ценностный ряд потребителей медицинских услуг объективных сведений о содержании профессиональной деятельности медицинской сестры, а также закрепление ее идеального образа в системе ценностей представителей данной профессиональной группы. Вторую группу факторов составляют конкретные нравственные ориентиры сестринской деятельности, представляющие собой суть профессионального идеала как совокупности нравственных и социальных ценностей, имеющих профессиональную значимость и усвоенных медицинскими сестрами.

Информация о финансировании и конфликте интересов

Исследование не имело спонсорской поддержки.
Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES:

1.      Bogdan IV, Gurylina MV. The image of the profession in the mass consciousness. Population. 2019; 22(3): 102-112. Russian (Богдан И.В., Гурылина М.В. Медицинская сестра: образ профессии в массовом сознании //Народонаселение. 2019. Т. 22, № 3. С. 102-112)
2.
      Bondarev YuV. Collected works: in 8 vols. M.: Voice, 1993; 2: 467. Russian (Бондарев Ю.В. Собрание сочинений: в 8 т. М.: Голос, 1993. Т. 2. С. 467)

3.
      Veresaev VV. In the Japanese war. M.: DirectMedia, 2010. P. 463-466. Russian (Вересаев В.В. На японской войне. М.: ДиректМедиа, 2010. С. 463-466)

4.
      War and Mercy. M.: St. Demetrius School of Sisters of Mercy, 2003. P. 244. Russian (Война и милосердие. М.: Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, 2003. C. 244)

5.
      The heroic deed of the sister of mercy Elizaveta Bychkova. M.: Printing house «Our Word», 1914. Russian (Геройский подвиг сестры милосердия Елизаветы Бычковой. М.: Типография «Наше слово», 1914)

6.
      Gumilyov NS. Works in 3 volum. T. 1. M.: DirectMedia, 2009. 512 p. Russian (Гумилев Н.С. Сочинения в 3 т. Т. 1. М.: ДиректМедиа, 2009. 512 с.)

7.
      Davis F. Create an image for yourself. Mn., 1998. P. 93. Russian (Дэвис Ф. Создай себе имидж. Мн., 1998. С. 93)

8.
      Kasieva BS, Altynbekova UA, Ramazanova MA, Yusupova NS, Te NV. Optimization of the training of nurses-managers in the context of healthcare reform.
Bulletin of KazNMU. 2014; 2(4). Russian (Касиева Б.С., Алтынбекова У.А., Рамазанова М.А., Юсупова Н.С., Те Н.В. Оптимизация подготовки сестер-менеджеров в условиях реформирования здравоохранения //Вестник КазНМУ. 2014. № 2(4))
9.
      Ken Kesey. Flying over Cuckoo's Nest. M.: Publishing house «EKSMO», 2016. 384 p. Russian (Кен Кизи. Пролетая над гнездом кукушки. М.: Изд-во «ЭКСМО», 2016. 384 с.)

10.
    Kiryakova M. Sister of Mercy: Drama in 4 acts and 6 scenes. St. Petersburg: Lithography Kurochkin, 1877. 121 p. Russian (Кирьякова М. Сестра милосердия: Драма в 4 действиях и 6 картинах. СПб.: Литография Курочкина, 1877. 121 с.)

11.
    Kukel. Sister of Mercy. Moscow: Typography Vilde, 1897. Russian (Кукель. Сестра милосердия. М.: Типография Вильде, 1897)

12.
    Lukashevich KV. The Sailor's Daughter: The Great Feat of Daria Alexandrova. M.: Polyakov's Printing House, 1905. 36 p. Russian (Лукашевич К.В. Дочь матроса: Великий подвиг Дарьи Александровой. М.: Типография Полякова, 1905. 36 с.)

13.
    Polonsky YaP. Complete collection of poems. T. 2. St. Petersburg: Publishing house A.F. Marx, 1896. P. 19. Russian (Полонский Я.П. Полное собрание стихотворений. Т. 2. СПб.: Изд-во А.Ф. Маркса, 1896. С. 19)

14.
    Decisions of the International Scientific and Practical Conference on Nursing Reform in Russia. [Electronic resource]. Russian (Решения Международной научно-практической конференции по реформе сестринского дела в России. [Электронный ресурс]) Режим доступа:
https://bstudy.net/667088/meditsina/resheniya_mezhdunarodnoy_nauchno_prakticheskoy_konferentsii_reforme_sestrinskogo_dela_rossii_golitsyne_1993. Дата обращения: 17.04.2021
15.
    SanPiN 2.1.3.2630-10 «Sanitary and epidemiological requirements for organizations engaged in medical activities» [Electronic resource]. Russian (СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» [Электронный ресурс]) [
http://docs.cntd.ru/document/90221720]. Дата обращения 19.05.2021
16.
    Svetlichnaya TG, Smirnova EA. Digitalization and health: the impact of cinema on lifestyle and medical behavior. Russia: trends and development prospects. 2020; 15-2. Russian (Светличная Т.Г., Смирнова Е.А. Цифровизация и здоровье: влияние кинематографа на образ жизни и медицинское поведение //Россия: тенденции и перспективы развития. 2020. № 15-2)

17.
    Sergienko PA. Sister of Mercy. M.: Printing house K.L. Menshova, 1911. 134 p. Russian (Сергиенко П.А. Сестра милосердия. М.: Типография К.Л. Меньшова, 1911. 134 с.)

18.
    Sokolov AA. Sister of Mercy. St. Petersburg: Typolitography P.I. Schmidt, 1885. 440 p. Russian (Соколов А.А. Сестра милосердия. СПб.: Типолитография П.И. Шмидта, 1885. 440 с.)

19.
    Tolstoy LN. Full composition of writings. Vol. 4. M.: Belles-lettres, 1935. 37 p. Russian (Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Т. 4. М.: Художественная литература, 1935. 37 с.)

20.
    Turgenev IS. Complete collection of works and letters in 30 volumes. Vol. 10. M.: Nauka, 1982. Russian (Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. Т. 10. М.: Наука, 1982)

21.
    Christopher Shukhmilin. Love sisters of mercy, or Mother under bullets and bombs. M., 1915. XVI p. Russian (Христофор Шухмилин. Любовь сестры милосердия, или Мать под пулями и бомбами. М., 1915. XVI с.)

22.
    Chaurina R. Two Julias. History. 2010; 11. Russian (Чаурина Р. Две Юлии //История. 2010. № 11)

23.
    Cheremisina ZhG. Evaluation of professional competencies of nursing staff. Medical sister. 2016; 5: 45. Russian (Черемисина Ж.Г. Оценка профессиональных компетенций сестринского персонала //Медицинская сестра. 2016. № 5. С. 45)

24.
    Yakukhnova EG. Medicalization, television series and medical stereotypes. Culture and Civilization. 2016; 4: 104. Russian (Якухнова Е.Г. Медикализация, телесериалы и медицинские стереотипы //Культура и цивилизация. 2016. № 4. С. 104)

Корреспонденцию адресовать:

ПЛАКСИН Владимир Александрович
163069, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51,
ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России
Тел: 8 (8182) 41-10-14     E-mail:
fsonsmu@yandex.ru

Сведения об авторах:

СВЕТЛИЧНАЯ Татьяна Геннадьевна
доктор мед. наук, профессор, профессор кафедры общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы, ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России, г. Архангельск, Россия
E-mail: statiana64@yandex.ru

ПЛАКСИН Владимир Александрович
канд. мед. наук, доцент, кафедра пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии, ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России, Архангельск, Россия
E-mail: fsonsmu@yandex.ru

ПЕТРУХИНА Виктория Витальевна
студентка 4 курса, факультет сестринского образования, ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России, Архангельск, Россия
E-mail: vikamelkayaa@yandex.ru

Information about authors:

SVETLICHNAYA Tatyana Gennadievna
doctor of medical sciences, professor, professor of the department of public health, health care and social work, Northern State Medical University, Arkhangelsk, Russia
E-mail: statiana64@yandex.ru

PLAKSIN Vladimir Alexandrovich
candidate of medical sciences, docent, department of propaedeutics of children's diseases and polyclinic pediatrics, Northern State Medical University, Arkhangelsk, Russia
E-mail: fsonsmu@yandex.ru

PETRUKHINA Victoria Vitalievna
4th year student, faculty of nursing education, Northern State Medical University, Arkhangelsk, Russia
E-mail: vikamelkayaa@yandex.ru

Статистика просмотров

Загрузка метрик ...

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.