ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧА КАРДИОЛОГА И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Вахрушев А.К., Комарова К.В., Филимонов Е.С.

НГИУВ – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, ФГБНУ «НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний», г. Новокузнецк, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧА КАРДИОЛОГА И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье доказывается, что профессиональная компетентность врача вырабатывается на основе освоения методики осмотра пациента в сочетании с целенаправленным отбором литературы, в сопровождении лекций, семинаров и практических занятий. В образовательном процессе целесообразна смена вектора от информативного подхода к непосредственной врачебной и методической работе (деятельностный подход).

Ключевые слова: клиническое мышление; преподавание в медицине

Vakhrushev A.K., Komarova K.V., Filimonov E.S.

Novokuznetsk State Institute for Further Training of Physicians, Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases, Novokuznetsk, Russia

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A CARDIOLOGIST AND A HIGHER SCHOOL TEACHER

The article proves that the professional competence of a doctor is developed on the basis of mastering the method of examining a patient in combination with a purposeful selection of literature, accompanied by lectures, seminars and practical classes. In the educational process, it is advisable to change the vector from an informative approach to direct medical and methodological work (activity approach).

Key words: clinical thinking; teaching in medicine

Корреспонденцию адресовать:

ВАХРУШЕВ Александр Константинович
654007, г. Новокузнецк, пр. Бардина, д. 32
E-mail: ak191919@yandex.ru

Сведения об авторах:

ВАХРУШЕВ Александр Константинович
канд. мед. наук, доцент, доцент кафедры кардологии, НГИУВ – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, г. Новокузнецк, Россия
E-mail: ak191919@yandex.ru

КОМАРОВА Ксения Владимировна
канд. мед. наук, доцент кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии общей практики, НГИУВ – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, г. Новокузнецк, Россия
E-mail: komarovakv@yandex.ru

ФИЛИМОНОВ Егор Сергеевич
канд. мед. наук, ассистент, кафедра терапии, НГИУВ – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России; старший научный сотрудник, лаборатория охраны здоровья работающего населения, ФГБНУ НИИ КПГПЗ, г. Новокузнецк, Россия
E-mail: 171fes@gmail.com

Information about authors:

VAKHRUSHEV Alexander Konstantinovich
candidate of medical sciences, docent, docent of the department of cardology, Novokuznetsk State Institute for Further Training of Physicians, Novokuznetsk, Russia
E-mail: ak191919@yandex.ru

KOMAROVA Ksenia Vladimirovna
candidate of medical sciences, docent of the department of maxillofacial surgery and general dentistry, Novokuznetsk State Institute for Further Training of Physicians, Novokuznetsk, Russia
E-mail: komarovakv@yandex.ru

FILIMONOV Egor Sergeevich
candidate of medical sciences, assistant, department of therapy, Novokuznetsk State Institute for Further Training of Physicians; senior researcher, laboratory of working population health protection, Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases, Novokuznetsk, Russia
E-mail: 171fes@gmail.com

От квалификации врачей общей лечебной сети, от их умения быстро, обоснованно и достоверно поставить диагноз и выбрать оптимальную тактику (в том числе и лечебную) зависят судьбы больных. В связи с этим, представляет интерес проследить формирование профессионального мастерства личности практического врача и, неотделимой от врачебной деятельности, квалификации преподавателя.
Современный этап развития высшего профессионального образования включает смену парадигмы «знания-умения-навыки» на компетентностную модель, в соответствии с которой в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования представлены следующие профессиональные компетенции (ПК, даны в сокращении):

-        системный подход к анализу медицинской информации на основе принципов доказательной медицины (ПК-3);

-
        cпособность анализировать результаты собственной деятельности (ПК-4);
-
        cпособность интерпретировать результаты клинических и параклинических обследований (ПК-5);
-
        cпособность проводить патофизиологический анализ клинических данных (ПК-6).

Схематично можно выделить компоненты, на основании которых формируется профессиональное мастерство врача и преподавателя: изучение пациента, литературы, научная деятельность, прослушивание лекций, участие в семинарах, практических занятиях и использование методических материалов. 

Рисунок. Схема совершенствования профессионального мастерства
Figure.
Skills improvement scheme

 

Клиническая работа с пациентом подразумевает самостоятельность и, в то же время, обсуждение проблем с преподавателем-консультантом. Важно отметить, что преимуществом ординатуры в сравнении с обучением на циклах профессиональной переподготовки состоит в возможности индивидуального обучения, буквально «с глазу на глаз».
Врачебный опыт включает освоение не только клинических вопросов, но и психологических аспектов общения с пациентом, доверительных отношений между врачом и пациентом.

Профессиональная компетентность подразумевает клиническое мышление. «Процесс клинического мышления трудно объяснить. Он основывается на таких факторах, как опыт и обучение, индуктивое и дедуктивное мышление, интерпретация фактов». Основным методом обучения клиническому мышлению является непосредственная работа у постели больного. Для накопления индивидуального клинического опыта рекомендуется создавать персональный клинический архив и «базу знаний» клинических симптомов, синдромов и нозологических форм [4].

Следует отметить важность динамического наблюдения за больным, так как «диагноз больного есть более или менее вероятная гипотеза, которую необходимо постоянно проверять; могут явиться новые факты, которые способны изменить диагноз или увеличить его вероятность» [2]. При курации больного подчас возможны ошибки. Такой, нередко горький, опыт является бесценным. Особенностью клинического мышления является постоянная рефлексия или коррекция своего мыслительного процесса по мере решения профессиональных задач [4].

Работа над литературой неоднозначно оценивается в современном образовании. Широко распространен информативный подход, при котором предусматривается заучивание текстов и пересказ его преподавателю. При этом делается ставка на память, которая чаще является кратковременной. Напротив, важно обеспечивать необходимые условия для применения знаний, создавать связь знаний и деятельности, так как профессиональные способности формируются только в профессиональной деятельности, т.е. основу обучения составляет деятельностный подход и понимание смысла материала [1, 3]. Работа с информацией – это составление логических схем, выделение главного и второстепенного, создание ситуационных задач, вопросов и вариантов ответов на них. Целесообразно между учащимися использовать перекрестное рецензирование составленных задач [1]. Непосредственная работа с больными должна сопровождаться целенаправленным изучением литературы. «Литературные занятия в развитии врача приносят действительную и существенную пользу только тогда, когда они производятся с известной системой. Полезно чтение монографий, относящихся к тем случаям, которые подлежат наблюдению в данное время» [2].

Одна из форм врачебной деятельности – консультативная работа. Этот вид работы имеет две стороны: контактирование с больным и с практическим врачом. Контакт с коллегами знакомит с профессиональными трудностями, которые испытывает практический врач, их понимание подсказывает преподавателю пути их преодоления и совершенствует его как преподавателя.

Преподавание – это не простое воспроизведение перед слушателями того багажа знаний, умений и навыков, которыми владеет преподаватель. «Задача клинического преподавателя состоит в том, чтобы начинающий врач овладел методом клинического исследования и приемами умозаключений в такой степени, чтобы быть самостоятельным деятелем». При этом отмечается, что полезна обстоятельная обработка отдельных случаев, а не поверхностный анализ большого числа случаев. Это будет возможно в результате овладения клиническим методом [2].

Вдумчивое изучение пациентов и литературы закономерно подталкивает врача к научной деятельности. Научный подход тренирует критичность мышления врача. Занятие наукой как способ эффективного профессионального роста должно осуществляться в повседневной врачебной деятельности при обязательной склонности личности врача к углубленному логическому анализу. Именно такому врачу целесообразно поручать освоение современных лабораторных и инструментальных методов исследования [5].

Методические материалы, создаваемые преподавателем – признак того, что процесс преподавания продуман самим преподавателем, это залог собственной профессиональной работы, творческого подхода, формирующий его идеологию и мышление. Приоритетным направлением методики обучения является органическое единство практических занятий и семинаров с содержанием лекций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование профессиональных врачебных и преподавательских качеств – не простое суммирование отдельных, выше перечисленных компонентов, а результат сложных взаимоотношений между разными аспектами медицинской деятельности. Преподавание – это работа с врачом, который уже имеет определенный уровень врачебного мастерства и свои психологические особенности. Налаживание взаимоотношений преподавателя с коллегами требует тонкого психологического подхода и учета того индивидуального плана обучения, который выбран врачом.

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES:

1.      Belogurova VA. Scientific organization of the educational process: textbook. M.: GEOTAR-Media Publ., 2010. 512 p. Russian (Белогурова В.А. Научная организация учебного процесса: учебное пособие. М.: ГЭТАР-Медиа, 2010. 512 с.)
2.      Botkin SP. Speech delivered at the solemn act at the Imperial Military Medical Academy, December 7, 1886.
Clinical lectures by Professor S.P. Botkin. 1th ed. Peterburg.2011. p. 1-17. Russian (Боткин С.П. Речь, произнесенная на торжественном акте в Императорской Военно-Медицинской академии, 7 декабря 1886 г. //Клинические лекции профессора С.П. Боткина. Выпуск I. Петербург. 1888. С. 1-17)
3.      Gromyko YuV. On the problem of creating a public school of the future: a synthesis of subject and project education.
Psychological Science and Education. 2018; 23(6): 5-10. Russian (Громыко Ю.В. К проблеме создания общенародной школы будущего: синтез предметного и проектного образования //Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 1. С. 93-105)
4.      Kuz'minov OM, Pshenichnykh LA, Krupen'kina LA. Formation of clinical thinking and modern information technologies in education. Belgorod, 2012. 110 р. Russian (Кузьминов О.М., Пшеничных Л.А., Крупенькина Л.А. Формирование клинического мышления и современных информационных технологий в образовании. Белгород, 2012. 110 с.)
5.      Mark et al. A Report of the American College of Cardiology Clinical Quality Committee. JACC. 2014; 63(7): 698-721

Статистика просмотров

Загрузка метрик ...

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.