Горяйнов И.В., Владимирова О.Н., Шабанова О.А.
ФКУ «Главное
бюро медико-социальной экспертизы по Санкт-Петербургу» Минтруда России,
филиал-бюро № 46,
ФГБУ
«Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им Г.А. Альбрехта» Минтруда
России,
ФГБОУ ДПО
«Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Минтруда
России,
г.
Санкт-Петербург, Россия
ОГРАНИЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЙ СЛУХА
Проанализированы сведения о 611 детях-инвалидах вследствие болезней уха и сосцевидного отростка, прошедших освидетельствование в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Санкт-Петербургу» – бюро МСЭ педиатрического профиля за 2015-2016 гг. Выявлены основные ограничения жизнедеятельности, изучены экспертно-значимые домены Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельностии здоровья (МКФ). Проведенное исследование позволяет сформировать современные подходы к экспертно-реабилитационной диагностике ограничений жизнедеятельности у детей-инвалидов вследствие болезней уха и сосцевидного отростка с учетом положений МКФ.
Ключевые слова: дети-инвалиды; патология слуха; реабилитация
Goryainov I.V., Vladimirova O.N., Shabanova O.A.
Main Bureau of medical-social examination in St. Petersburg, branch
office N 46,
Federal Research Center for Rehabilitation disabled G.A. Albrecht,
Saint-Petersburg Postgraduate Institute of Medical experts,
St.
Petersburg, Russia.
LIMITATIONS OF VITAL ACTIVITY IN CHILDREN WITH DISABILITIES DUE TO HEARING DISORDERS
The data on 611 children with disabilities due to ear and mastoid diseases, which were examined in theFederal Governmental Institution «Main Bureau of Medical and Social Expertise in St. Petersburg» – the Bureau of the medical and social expertise of the pediatric profile for 2015-2016 are analyzed. Identified the main limitations of life, expert-significant domains of the international classification of functioning (ICF) have been studied. The carried out research allows to form modern approaches to expert-rehabilitation diagnostics of life limitations in disabled children due to ear diseases and mastoid process taking into account the international classification of functioning provisions.
Key words: disabled children; hearing pathology; rehabilitation
Корреспонденцию адресовать:
ГОРЯЙНОВ Игорь Владимирович
198096,
г.
Санкт-Петербург, ул. Кронштадтская, д. 28
Тел: 8 (812) 785-30-54; +7-911-257-42-64
E-mail: igoryaynov1983@gmail.com
Сведения об авторах:
ГОРЯЙНОВ Игорь Владимирович
руководитель филиала бюро № 46, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы
по Санкт-Петербургу» Минтруда России, г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: igoryaynov1983@gmail.com
ВЛАДИМИРОВА Оксана Николаевна
доцент,
канд. мед. наук, директор, Институт реабилитации и абилитации инвалидов, ФГБУ
ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, г. Санкт-Петербург, Россия
ШАБАНОВА Оксана Антоновна
канд. мед.
наук, ст. науч. сотрудник, отдел МСЭ и медреабилитации, ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А.
Альбрехта Минтруда России; доцент кафедры хирургии, МСЭ и реабилитации, ФГБУ
ДПО СПбИУВЭК Минтруда России, г. Санкт-Петербург,
Россия
Information about authors:
GORYAINOV Igor Vladimirovich
head of branch-bureau N 46, Main Bureau of
Medical and Social Expertise in St. Petersburg, St. Petersburg, Russia
E-mail:
igoryaynov1983@gmail.com
VLADIMIROVA Oksana Nikolaevna
candidate of medical sciences, director,
Institute for Rehabilitation and Abilitation, Federal Scientific Center for the
Rehabilitation of the Disabled G. Albrecht, St. Petersburg, Russia
SHABANOVA Oksana Antonovna
candidate of medical sciences, Institute for
Rehabilitation and Abilitation, Federal Scientific Center for the
Rehabilitation of the Disabled G.Albrecht; docent of the department of surgery,
medico-social expertise and rehabilitation, Saint-Petersburg Postgraduate
Institute of Medical Experts, St. Petersburg, Russia
Данные о потребностях детей-инвалидов
вследствие болезней уха и сосцевидного отростка рассматривались, исходя из
ограничений жизнедеятельности (ОЖД), являющихся социальным последствием
нарушения здоровья, которые могут приводить к нарушению социальных ролей
ребенка в соответствии с возрастом и необходимости его социальной защиты и
помощи [1, 6].
Отдельные категории жизнедеятельности и
их ограничения неравнозначны в формировании социальной дезадаптации. Наиболее
выраженное влияние на развитие социальной дезадаптации детей с болезнями уха и
сосцевидного отростка оказывают нарушение способности к общению, ориентации,
обучению.
Основными факторами, определяющими
инвалидность у детей с болезнями уха и сосцевидного отростка, были определены
как:
- стойкость
и степень выраженности нарушения функций вследствие основного заболевания и
сопутствующих заболеваний. В некоторых случаях болезни уха и сосцевидного
отростка выступали в качестве сопутствующего заболевания и так же влияли на
наличие и степень ограничения отдельных категорий жизнедеятельности либо их
совокупности;
- социальная
дезадаптация ребенка (социальная недостаточность), требующая социальной защиты
или помощи вследствие нарушения здоровья.
Установлено, что последствия заболеваний уха и сосцевидного отростка у детей приводят к нарушению сенсорной функции (слуха), языковых и речевых функций. Перечисленные нарушения были обусловлены различными клиническими формами патологии, нами анализировались в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и оценкой по тяжести различной степени выраженности с учетом возраста ребенка [3].
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Источниками информации послужили данные
государственной статистической отчетности учреждений медико-социальной
экспертизы (МСЭ) по г. Санкт-Петербургу (форма 7д-собес за 2015-2016 годы);
сведения, выкопированные из Единой Автоматизированной Вертикально
Интегрированной Информационно-Аналитической Системы (ЕАВИИАС); сведения,
полученные экспертным методом на основании медико-социальных данных ребенка
(статистической карты № 1).
Были проанализированы сведения о 611 детях-инвалидах
вследствие болезней уха и сосцевидного отростка, прошедших освидетельствование
в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Санкт-Петербургу» –
бюро МСЭ педиатрического профиля за 2015-2016 гг.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Показаниями для разработки индивидуальной программы реабилитации (абилитации) (ИПРА) детям-инвалидам вследствие болезней уха и сосцевидного отростка являлись выявленные в процессе проведения медико-социальной экспертизы ограничения жизнедеятельности, которые представлены в таблице 1. Ограничения жизнедеятельности установлены вследствие болезней уха и сосцевидного отростка и других функций организма, вызванных как основным, так и сопутствующими заболеваниями [2, 3].
Таблица 1. Ограничение жизнедеятельности у детей-инвалидов
вследствие болезней уха и сосцевидного отростка в г. Санкт-Петербурге за
2015-2016 гг. (вызванных как основным, так и сопутствующими заболеваниями)
Table 1. Limitations of
vital activity in children with disabilities due to ear and mastoid diseases in
St. Petersburg for 2015-2016 (caused by both major and concomitant diseases)
Категория ограничения жизнедеятельности |
Всего (n = 611) |
1 степень |
2 степень |
|||
абс. |
на 100 человек |
абс. |
на 100 человек |
абс. |
на 100 человек |
|
К самообслуживанию |
11 |
1,80 |
10 |
1,64 |
1 |
0,16 |
К передвижению |
9 |
1,47 |
9 |
1,47 |
0 |
0 |
К общению |
553 |
90,51 |
518 |
84,78 |
35 |
5,73 |
К обучению |
91 |
14,89 |
78 |
12,76 |
13 |
2,13 |
К ориентации |
336 |
54,99 |
334 |
54,66 |
2 |
0,33 |
К контролю за своим поведением |
2 |
0,33 |
1 |
0,16 |
1 |
0,16 |
Результаты таблицы 1 показали, что
практически у всех детей, признанных инвалидами вследствие болезней уха и
сосцевидного отростка, выявлено ограничение способности к общению – у 90,5 из
100 человек. У 9,5 % ограничение способности к общению не
установлено. Также у половины детей зафиксировано ограничение способности к
ориентации – 55,0 на 100 человек, ограничение способности к обучению – у
14,9 из 100, соответственно. Сопутствующей (или основной соматической)
патологией обусловлены ограничение способности к самообслуживанию – у 1,8 из
100, к передвижению – у 1,5 из 100, к контролю за своим поведением – у 0,3 из
100 детей.
Изучено влияние возраста на установление
категории ОЖД. В таблице 2 представлены основные ограничения основных категорий
жизнедеятельности детей вследствие болезней уха и сосцевидного отростка в
соответствии с возрастными периодами.
Таблица 2. Структура ограничений жизнедеятельности у детей с
болезнями уха и сосцевидного отростка в разном возрасте (за 2015-2016 гг.)
Table 2. Structure of
imitations of vital activity in children with diseases of the ear and mastoid
process at different ages (for 2015-2016)
Категория ограничения жизнедеятельности |
Возрастная группа |
||||||||
0-3
года |
4-7
лет |
8-14
лет |
15-17
лет |
||||||
абс. |
на 100 детей |
абс. |
на 100 детей |
абс. |
на 100 детей |
абс. |
на 100 детей |
||
К
общению |
1 ст. |
210 |
86,7 |
151 |
83,0 |
137 |
85,1 |
20 |
83,3 |
2 ст. |
13 |
5,3 |
14 |
7,7 |
8 |
4,8 |
- |
- |
|
К
обучению |
1 ст. |
15 |
6,1 |
30 |
16,5 |
28 |
17,4 |
5 |
20,8 |
2 ст. |
5 |
2,0 |
2 |
1,1 |
6 |
3,7 |
- |
- |
|
К
ориентации |
1 ст. |
130 |
53,3 |
103 |
56,6 |
91 |
56,5 |
11 |
45,8 |
2 ст. |
- |
- |
2 |
1,1 |
- |
- |
- |
- |
Как видно из таблицы 2, достоверных
различий в категориях ОЖД (способность к общению и ориентации) в зависимости от
возраста ребенка не выявлено. Установлено влияние возраста на способность к
обучению: чем старше ребенок, тем чаще болезни уха и сосцевидного отростка
приводят к ограничению способности к обучению. У детей в разных возрастных
периодах (0-3 года; 4-7 лет; 8-14 лет; 15-17 лет)
интенсивный показатель данного ОЖД составил 6,1; 16,5; 17,4; 20,8, что
соответствует пропорции 1 : 2,70 : 2,85 : 3,40.
Эти показатели отражают прогрессирование затруднений в обучении, возникающих у
детей-инвалидов вследствие болезней уха и сосцевидного отростка, в процессе перехода
ребенка с дошкольного на школьный, и со школьного на профессиональный этапы
обучения.
С учетом положений международной
классификации функционирования (МКФ), в бюро МСЭ № 46 была проведена
углубленная диагностика экспертно значимых доменов ограничений
жизнедеятельности (табл. 3).
Таблица 3. Результаты оценки ограничения способности к общению
(домены МКФ) у детей-инвалидов вследствие болезней уха и сосцевидного отростка
в педиатрическом бюро № 46 за 2015-2016 гг. (n
= 215)
Table 3. The results of
the assessment of the limitation of the ability to communicate (ICF domains) in
children with disabilities due to ear and mastoid diseases in pediatric bureau
N 46 for 2015-2016 (n = 215)
Домен |
Название |
Число детей |
Метод сбора информации |
|
абс. |
на 100 детей |
|||
b 2300 |
Восприятие звука |
71 |
33,02 |
Метод экспертных оценок на основании заключения ЛОР-врача, сурдолога; метод опроса, метод наблюдения |
b 2301 |
Распознавание звуков |
139 |
64,65 |
|
b 2304 |
Распознавание речи |
172 |
80,00 |
|
b 2404 |
Раздражение в ухе |
42 |
19,53 |
|
b2405 |
Давление в ухе |
5 |
2,32 |
|
b 320 |
Функция артикуляции |
67 |
31,16 |
Метод экспертных оценок на основании заключения логопеда, метод опроса, метод наблюдения |
d 330 |
Речь |
180 |
83,72 |
|
b 3301 |
Ритм речи |
155 |
72,09 |
|
b 3302 |
Скорость речи |
74 |
34,42 |
|
b 3303 |
Мелодичность речи |
160 |
74,42 |
|
d 310 |
Восприятие устных сообщений |
174 |
80,93 |
Методы интервьюирования, наблюдения |
d 315 |
Восприятие сообщений при невербальном способе общения |
49 |
22,79 |
Метод наблюдения |
d 325 |
Восприятие письменных сообщений при общении |
108 |
50,23 |
Метод тестирования |
d 3350 |
Составление и изложение сообщений посредством языка тела |
66 |
30,70 |
Метод наблюдения |
d 3351 |
Составление и изложение сообщений посредством знаков и символов |
24 |
11,16 |
|
d 3352 |
Составление и изложение сообщений посредством рисования |
56 |
26,05 |
|
d 345 |
Письменные сообщения |
101 |
47,00 |
Методы наблюдения, опроса, тестирования |
d 3500 |
Начало разговора |
128 |
59,53 |
Методы опроса, наблюдения, интервьюирования |
d 3501 |
Поддержание разговора |
161 |
74,89 |
|
d 3502 |
Завершение разговора |
118 |
54,88 |
|
d 3503 |
Разговор с одним человеком |
127 |
59,07 |
Методы опроса, наблюдения |
d 3504 |
Разговор с множеством людей |
184 |
85,58 |
|
d 3600 |
Использование телекоммуникационных устройств |
47 |
21,87 |
Методы опроса, обследования в тренировочной квартире |
d 3602 |
Использование техник общения |
19 |
8,84 |
Метод наблюдения |
Зарегистрировано, что наиболее экспертно
значимыми для оценки ОЖД по общению у детей с болезнями уха и сосцевидного
отростка являются: разговор с множеством людей (85,58 из 100 человек),
речь (83,72 из 100 человек), восприятие устных сообщений (80,93 из 100 человек),
распознавание речи (80,00 из 100 человек), поддержание разговора (74,89 из
100 человек). Именно эти факторы предложены для алгоритмизации методов
диагностики ОЖД у детей с болезнями уха и сосцевидного отростка.
Экспертно значимыми для оценки
ограничения способности к обучению (табл. 4) являются: целенаправленное
использование слуха (у 95,81 из 100 человек), приобретение практических
навыков (у 52,09 из 100 человек), усвоение навыков чтения (у 46,98 из 100 человек).
Эти факторы предложены для алгоритмизации методов диагностики ОЖД у детей с
болезнями уха и сосцевидного отростка.
Таблица 4. Результаты оценки ограничения способности к обучению
(домены МКФ) у детей-инвалидов вследствие болезней уха и сосцевидного отростка
в педиатрическом бюро № 46 за 2015-2016 гг. (n = 215)
Table 4. The results of
the assessment of the limitation of learning ability (ICF domains) in children
with disabilities due to ear diseases and mastoid process in the pediatrician N
46 for 2015-2016 (n = 215)
Домен |
Название |
Число детей |
Метод сбора информации |
|
абс. |
на100 детей |
|||
d 115 |
Целенаправленное использование слуха |
206 |
95,81 |
Метод наблюдения, метод опроса |
d 130 |
Копирование |
28 |
13,02 |
Метод наблюдения; метод экспертных оценок на основании заключения ЛОР-врача, сурдолога; метод интервьюирования |
d 135 |
Повторение |
67 |
31,16 |
|
d 140 |
Усвоение навыков чтения |
101 |
46,98 |
|
d 145 |
Усвоение навыков письма |
89 |
41,40 |
|
d 150 |
Усвоение навыков счета |
53 |
24,65 |
|
d 155 |
Приобретение практических навыков |
112 |
52,09 |
|
d 810 |
Неформальное образование |
3 |
1,40 |
Метод экспертных оценок на основании характеристики с места учебы, заключения логопеда, сурдолога, заключения территориальной (центральной) психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК, ЦПМПК); метод опроса |
d 815 |
Дошкольное образование |
14 |
6,51 |
|
d 820 |
Школьное образование |
47 |
21,86 |
|
d 825 |
Профессиональное обучение |
9 |
4,19 |
|
d 830 |
Высшее образование |
4 |
1,86 |
|
е 1300 |
Основные изделия и технологии для обучения |
5 |
2,33 |
|
е 1301 |
Вспомогательные изделия и технологии для обучения |
90 |
41,86 |
Экспертно значимыми для оценки
ограничения способности к ориентации (табл. 5) являются: локализация источника
звука (у 64,18 на 100 человек) и неформальное общение (у 60,47 на 100 человек).
Эти факторы также предложены для алгоритмизации методов диагностики ОЖД у детей
с болезнями уха и сосцевидного отростка.
Таблица 5. Результаты оценки ограничения способности к
ориентации (домены МКФ) у детей-инвалидов вследствие болезней уха и
сосцевидного отростка в педиатрическом бюро № 46 за 2015-2016 гг. (n =
215)
Table 5. The results of
the assessment of the limitation of the ability to orientate (ICF domains) in
children with disabilities due to ear diseases and mastoid process in pediatric
bureau N 46 for 2015-2016 (n = 215)
Домен |
Функция/структура организма |
Число детей |
Метод сбора информации |
|
абс. |
на 100 детей |
|||
b 2302 |
Локализация источника звука |
138 |
64,18 |
Метод наблюдения |
d 470 |
Использование пассажирского транспорта |
39 |
18,14 |
Метод опроса |
d 4750 |
Управление транспортом, в котором движущей силой является человек |
24 |
11,16 |
|
d 9200 |
Игры |
18 |
8,37 |
Метод опроса, метод экспертных оценок на основании характеристики с места учебы, метод наблюдения |
d 9201 |
Спортивные состязания |
21 |
9,76 |
|
d 9202 |
Искусство и культура |
17 |
7,91 |
|
d 9204 |
Хобби |
56 |
26,05 |
|
d 9405 |
Неформальное общение |
130 |
60,47 |
ВЫВОДЫ
Таким образом,
экспертно-реабилитационная диагностика ОЖД у детей-инвалидов вследствие
болезней уха и сосцевидного отростка показала следующее:
1) Ограничение
способности к общению устанавливается у 90,5 из 100 человек, ограничение
способности к ориентации – у 55 из 100 человек, ограничение способности к
обучению – у 15 из 100 человек.
2) Нарушение
слуха влияет на ограничение способности к обучению в зависимости от возраста:
чем старше ребенок, тем чаще выявляется данное ОЖД, что связано с особенностями
образовательного процесса при получении ребенком дошкольного, основного общего и
профессионального образования.
3) Выявлены
наиболее значимые домены МКФ, важные для оценки инвалидности и разработки ИПРА
ребенка-инвалида вследствие болезней уха и сосцевидного отростка:
- по
оценке ограничения способности к общению: речь (d330), восприятие устных
сообщений (d310), распознавание речи (d2304), поддержание разговора (d3501),
разговор с множеством людей (d3504);
- по
оценке ограничения способности к обучению: целенаправленное использование слуха
(d115), приобретение практических навыков (d155), усвоение навыков чтения
(d140);
- по
оценке ограничения способности к ориентации: локализация источника звука
(b2302), неформальное общение (d9405).
Клинико-статистический анализ экспертно значимых доменов МКФ у детей-инвалидов вследствие болезней уха и сосцевидного отростка позволил сформировать современные подходы к экспертно-реабилитационной диагностике ограничений жизнедеятельности с учетом положений МКФ [1, 4]. Предложения по внесению в протокол проведения МС речь (d330), восприятие устных сообщений (d310), распознавание речи (b2304), поддержание разговора (d3501): оценить восприятие ребенком разговорной и шепотной речи с расстояния 6 м и 1 м; использовать таблицу бессмысленных слогов Н.Б. Покровского или лингвистические сказки Л.С. Петрушевской для исключения семантического влияния слов на разборчивость речи; разговор с множеством людей (d3504): оценить восприятие речи на основании пересказа короткого текста, транслируемого из 2-х или более источников (с расстояния 1 м и 3-6 м) в режиме параллельно-отсроченной трансляции; целенаправленное использование слуха (d115), приобретение практических навыков (d155), усвоение навыков чтения (d140): оценить уровень овладения знаниями и умениями на основании навыков чтения, письма, счета, а также на основании характеристики с места учебы и приложенного к ней табеля успеваемости с учетом возрастных особенностей ребенка; локализация источника звука (b2302): 1) оценить нарушение ориентации в пространстве путем наблюдения за реакцией ребенка на звуковые волныразной частоты и локализации; 2) оценить нарушение ориентации на местности с учетом возраста ребенка на основании подробного сбора жалоб, анамнеза; неформальное общение (d9405): оценить особенности формирования навыка неформального общения на основании характеристики с места учебы, а также наблюдения за ребенком в условиях проведения медико-социальной экспертизы.
Информация о финансировании и конфликте интересов
Исследование не имело спонсорской
поддержки.
Авторы декларируют отсутствие явных и
потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
ЛИТЕРАТУРА/REFERENCES:
1. Dymochka MA.
Methodological basis definitions, classification and criteria, used in
implementing medical and social expertise taking into account the requirements
of the International classification of functioning, limitations on life and
health (ICF): Toolkit. M., 2009. 21 p. Russian (Дымочка М. А.
Методологические основы определений, классификации и критериев, используемых при
осуществлении медико-социальной экспертизы с учетом требований Международной классификации
функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ): Методическое пособие.
М., 2009. 21 с.)
2. Puzin SN, Memetov SS,
Shurgaya MA, Balica LYu, Kuznetsova EA, Mutawa TA. Aspects of rehabilitation
and habilitation of persons with disabilities at the present stage. Mediko-social examination and rehabilitation.
2016; 19(1): 4-7. Russian
(Пузин С.Н., Меметов С.С., Шургая М.А., Балека Л.Ю., Кузнецова Е.А., Мутева Т.А.
Аспекты реабилитации и абилитации инвалидов на современном этапе
//Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2016. Т. 19, № 1. С. 4-7)
3. Permanent hearing
impairment in adults and children: matters of diagnosis, medical and social
expertise, rehabilitation and habilitation (Vladimirova ON, Golovanova LE,
Boboshko MYu, Artyushkin SA, Goryaynov IV.) /eds Pomnikov VG. SPb.: SPBPIME
publ. Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation, 2017.
72 p. Russian (Стойкие нарушения
слуха у взрослых и детей: вопросы диагностики, медико-социальной экспертизы,
реабилитации и абилитации (Владимирова О.Н., ГоловановаЛ.Е., Бобошко М.Ю.,
Артюшкин С.А., Горяйнов И.В.) /под ред. Помникова В.Г. СПб.: Изд-во СПбИУВЭК Минтруда
России, 2017. 72 с.)
4. Smychek VB, Valchuk EE,
Kazak LG, Kopytok AV, Bogomazova EV. On the concept of a new branch scientific
and technical program «Rehabilitation, examination, prevention of disability». Medico-Social Examination and Rehabilitation.
2016; (18): 317-324. Russian (Смычек В.Б., Вальчук Э.Э., Казак Л.Г.,
Копыток А.В., Богомазова Е.В. К вопросу концепции новой отраслевой научно-технической
программы «Реабилитация, экспертиза, предупреждениеинвалидности»
//Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2016. № 18. С. 317-324)
5. Оn the Declaration of the Decade of childhood in the
Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated
29.05.2017 № 240 //Available at: https://rg.ru/2017/05/29/prezident-ukaz240-site-dok.html (accessed: 21.09.2018) Russian (Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства: Указ Президента Российской Федерацииот 29.05.2017 г. № 240 // Режимдоступа: https://rg.ru/2017/05/29/prezident-ukaz240-site-dok.html (дата обращения: 21.09.2018))
6. About
social protection of invalids in the Russian Federation: the Federal law from
24.11.1995 № 181-FZ (ed. from 01.06.2017) //Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (accessed: 21.09.2018) Russian (О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017) //Справочная правовая система Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 21.09.2018))
Статистика просмотров
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.