ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССОВ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

Симакова Л.Н., Галактионова М.Ю., Сифоркина Л.Н., Гордиец А.В., Турлак И.В., Лавыгина М.В., Симакова А.О., Сифоркин М.В.

Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого,
Общество специалистов по физиотерапии, лечебной физкультуре и спортивной медицине им. Е.Я. Дыхно

КГБУЗ Красноярская
городская детская больница № 8,

г. Красноярск, Россия
 

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССОВ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

В данной статье представлена информация об организации, подготовке, проведении обучающих занятий в виде мастер-классов по развитию мелкой моторики в условиях детской поликлиники, где дети, их родители и медицинские работники знакомятся со средствами и методиками развития мелкой моторики с учётом возраста и наличия заболеваний.

Ключевые слова: мелкая моторика; дети; психомоторное развитие; обучающие мастер-классы; детская поликлиника 

Simakova L.N., Galaktionova M.Yu., Siforkina L.N., Gordiets A.V., Turlak I.V., Lavygina M.V., Simakova A.O., Siforkin M.V.

Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voyno-Yasenetsky,
Regional Public Organization «Physical Therapy, Physical Training and Sports Medicine Specialists Сommunity named after E.Ya. Dykhno»,

Krasnoyarsk
City Children's Hospital № 8, Krasnoyarsk, Russia

EXPERIENCE OF CONDUCTING MASTER CLASSES ON THE DEVELOPMENT OF FINE MOTOR SKILLS IN A CHILDREN'S POLYCLINIC

This article provides information about the organization, preparation and the conduct of training sessions in the form of master classes on the development of fine motor skills in a children's polyclinic, where children, their parents and medical workers will become familiar with the means and techniques of fine motor development taking into account the age and the presence of diseases.

Key words: fine motor skills; children; psychomotor development; training workshops; children's polyclinic 

Корреспонденцию адресовать:

Симакова Любовь Николаевна
660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1,
ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России
Тел: 8
(9135) 34-12-81. Е-mail: sim1364@mail.ru

Сведения об авторах:

СИМАКОВА Любовь Николаевна
кандидат медицинских наук, доцент кафедры нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО, ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России,
г. Красноярск, Россия
Е-mail:
sim1364@mail.ru

ГАЛАКТИОНОВА Марина Юрьевна
доктор медицинских наук, доцент, зав. кафедрой поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО, ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России,
г. Красноярск, Россия
E-mail:
myugal@mail.ru

СИФОРКИНА Людмила Николаевна
кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО, ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России,
г. Красноярск, Россия

ГОРДИЕЦ Анастасия Викторовна
кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО, ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России,
г. Красноярск, Россия
E-mail:
myugal@mail.ru

ТУРЛАК Ирина Викторовна
ассистент кафедры нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО, ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России,
г. Красноярск, Россия

ЛАВЫГИНА Марина Вениаминовна
заведующая дневным стационаром, детская поликлиника № 3,
КГБУЗ Красноярская городская детская больница № 8, г. Красноярск, Россия

СИМАКОВА Анастасия Олеговна
студентка, ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России,
г. Красноярск, Россия
E-mail:
myugal@mail.ru

СИФОРКИН Максим Викторович
врач высшей квалификационной категории, координатор КРОО «Общество специалистов по физиотерапии, лечебной физкультуре и спортивной медицине им. Е.Я. Дыхно»,
г. Красноярск, Россия 

Information about authors:

SIMAKOVA Lyubov Nikolaevna
candidate of medical sciences, docent of the department of nervous diseases with a course of medical rehabilitation,
Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voyno-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia
Е-mail: sim1364@mail.ru

GALAKTIONOVA Marina Yurievna
doctor of medical sciences, docent, head of the of outpatient pediatrics and propaedeutics of childhood diseases,
Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voyno-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia
E-mail: myugal@mail.ru

SIFORKINA Lyudmila Nikolaevna
candidate of medical sciences, docent, docent of the department of nervous diseases with a course of medical rehabilitation,
Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voyno-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia

GORDIETS Anastasia Viktorovna
candidate of medical sciences, docent, docent of the department of outpatient pediatrics and propaedeutics of pediatric diseases,
Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voyno-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia
E-mail: myugal@mail.ru

TURLAK Irina Viktorovna
assistant, department of nervous diseases with a course of medical rehabilitation,
Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voyno-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia

LAVYGINA Marina Veniaminovna
head of the day hospital, Children's Clinic N 3, Krasnoyarsk City Children's Hospital N 8, Krasnoyarsk, Russia

SIMAKOVA Anastasia Olegovna
student,
Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voyno-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia
E-mail: myugal@mail.ru

SIFORKIN Maxim Viktorovich
doctor of the highest qualification category, coordinator, Regional Public Educational Institution «Society of Specialists in Physiotherapy, Physiotherapy and Sports Medicine named after E.Ya. Dykhno», Krasnoyarsk, Russia

Важным условием правильного развития ребёнка, сохранения здоровья и высокой работоспособности на протяжении всей жизни человека является двигательная активность. Развитие моторики происходит поэтапно. После рождения движения беспорядочны, хаотичны, но с ростом ребенка начинают развиваться точные, целенаправленные движения. Моторика (лат. motus – движение) – последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи. Разделяют крупную моторику (движения человека осуществляются крупными мышцами) и тонкую (мелкую) моторику. Мелкая моторика – это высокодифференцированные точные движения, соответствующие высшему уровню оптимального двигательного стереотипа моторного развития человека, преимущественно небольшой амплитуды и силы кистей рук и пальцев. Тонкая моторика формируется с младенческого возраста на базе общей моторики.
В процессе исследований выявлено, что в
ысокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к обучению (Н.А. Бернштейн, M.M. Кольцова, И.М. Сеченов, Л.С. Выготский и др.). Развитие тонкой моторики стимулирует речевое развитие, мышление, внимание, зрительную память, наблюдательность, оптико-пространственное восприятие, воображение. Кроме этого, у ребёнка формируются такие качества, как быстрота, сила, ловкость, координация, гибкость, синхронность, выносливость, точность движений пальцев и кисти. Учитывая широкий спектр действия на организм человека упражнений, игр для развития мелкой моторики, их включают в программу занятий здоровых детей и в комплексы лечебной гимнастики (ЛГ) пациентам разных возрастных групп при заболеваниях и травмах нервной системы, ОДА, сахарном диабете, в пожилом возрасте и др. Поэтому упражнения, игры для развития мелкой моторики довольно часто используют в работе врачи лечебной физкультуры (ЛФК), педагоги (в т.ч. логопеды), психологи.
Развивать тонкую моторику у детей могут родители в домашних условиях. Совместные занятия имеют положительные моменты: способствуют более тесному общению членов семьи, расширяют их кругозор, позволяют сократить потери времени работающих родителей. Большим плюсом в настоящее время является доступность информации
по данной теме – это книги, интернет-ресурсы. На рынке широко представлен ассортимент развивающих игрушек, конструкторов, игр, бизибордов. Однако самостоятельно разобраться в огромном информационном потоке и правильно подобрать программу восстановления, коррекции, реабилитации зачастую очень сложно. Занятия с детьми дома должны соответствовать нескольким требованиям: регулярность и длительность – на протяжении нескольких лет; оптимальный комплекс упражнений для освоения нового уровня движений; сочетание упражнений для тонкой моторики с развитием основных двигательных качеств человека.

Учитывая большое значение мелкой моторики на разных этапах жизни человека, особенности организации и проведения занятий по развитию мелкой моторики в домашних условиях, предложен образовательный проект «Проведение мастер-классов для обучения основам развития тонкой моторики детского населения в возрасте 0-8 лет в условиях детской поликлиники для родителей, детей и медицинских работников».

Реализация проекта проводилась на базе детской поликлиники № 3 КГБУЗ ГДБ № 8 г. Красноярска. В разработке и реализации программы приняли участие: профессорско-преподавательский состав ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, сотрудники детской поликлиники № 3 КГБУЗ ГДБ № 8 г. Красноярска и специалисты КРОО «Общество специалистов по физиотерапии, лечебной физкультуре и спортивной медицине им. Е.Я. Дыхно».

Цель проекта –
формирование у населения (родителей, детей, медиков) понимания важности развития мелкой моторики у детей в возрастной группе от 0 до 8 лет с разным уровнем здоровья.
Основные задачи, которые предстояло решить:

1.
      Разработать со студентами педиатрического факультета КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого обучающие занятия для родителей, детей, медицинских работников.

2.
      Организовать и провести обучающие занятия на базе поликлиники.

3.
      Разработать дополнительный раздаточный материал по соответствующей тематике (буклеты, плакаты, видеоролики).

Для привлечения внимания к данной теме и повышения заинтересованности людей к участию в мероприятиях важно было найти нестандартный формат проведения обучающих занятий, где обязательными условиями являются: активное участие родителей, детей, специалистов, приобретение ими практических навыков, творческий компонент. Такой нетрадиционной формой проведения занятий стал мастер-класс. Тематические мастер-классы были проведены на базе детской поликлиники в рамках нескольких мероприятий:
Междисциплинарная Олимпиада по медицинской реабилитации, спортивной медицине и профилактике в рамках ежегодного Новогоднего Фестиваля здоровья (НФЗ).

«Мы с вами на равных!», посвященное дню инвалида.

Первое мероприятие – это Новогодний фестиваль здоровья, проводится ежегодно. Под руководством преподавателей студенты 5 курса специальности «Педиатрия» разрабатывают, организуют и проводят тематические мастер-классы, отличительной особенностью которых является проведение их в игровой форме со сказочными персонажами, с включением викторин и конкурсов о здоровом образе жизни, разыгрывание призов. А в заключительной части праздника дети кружатся в новогоднем хороводе с Дедом Морозом и Снегурочкой, получают новогодние презенты.
На НФЗ «Весёлые ладошки» приглашены дети, прикрепленные к данной поликлинике, и их родители. Всего данное мероприятие посетили 148 детей в сопровождении взрослых. Распределение по возрастам представлено на рисунке 1.

Рисунок 1. Возрастные группы детей на Новогоднем Фестивале Здоровья
Figure 1. Age groups of children at the New Year Health Festival


 

Наибольшее количество детей, участвующих в НФС, были в возрасте четырёх лет, что составило 22 %. Примерно в равных количествах были дети в возрасте трёх и пяти лет, соответственно 18 % и 17 %. Можно предположить, что наибольший интерес к данной тематике проявили родители, для которых развитие мелкой моторики является важным фактором в подготовке детей к обучению.
На рисунке 2 дети разных возрастных групп участвуют в игре «Веселые ладошки». Проведенный среди родителей опрос показал, что в 57 % случаев в анамнезе у ребёнка было два основных заболевания (рис. 3).

Рисунок 2. Дети-участники Новогоднего фестиваля здоровья «Весёлые ладошки»
Figure 2. Children-participants of the New Year's festival of health «Happy hands»


 

Рисунок 3. Процентное распределение детей в зависимости от количества заболеваний
Figure 3. The percentage distribution of children depending on the number of diseases


 

Наиболее часто во всех возрастных группах родителями были названы заболевания нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Распределение заболеваний по возрастным группам детей, посетивших мастер-классы НФЗ, представлено на рис. 4 (график построен с учётом одного основного заболевания, указанного в опроснике).

Рисунок 4. Распределение заболеваний в разных возрастных группах детей, посетивших Новогодний фестиваль здоровья «Весёлые ладошки»
Figure 4. The distribution of diseases in different age groups of children who visited the New Year's festival of health «Happy hands»


 

Под руководством преподавателей и специалистов-медиков студенты-волонтёры на НФЗ «Весёлые ладошки» подготовили 12 мастер-классов (МК). Последовательность подготовки мастер-класса стандартна, представлена на рисунке 5.

Рисунок 5. Алгоритм подготовки к проведению мастер-классов
Figure 5. Algorithm for preparing for master classes


 

После определения тематики МК проводится информационный поиск. Волонтеры-студенты изучают возрастные особенности развития общей и мелкой моторики человека; средства и методики для обучающего занятия; методы диагностики развития двигательной сферы человека. В этот период необходимо определить контингент детей, с кем будут проводить обучение: учитывать возрастную группу, уровень здоровья (здоровый ребёнок; дети, имеющие заболевание, травму; люди, имеющие инвалидность). Затем разрабатывается план-сценарий МК (цель, задачи, продолжительность занятия; набор средств и методик для МК; методический материал: презентации, видео, стенды рабочие), определяется творческий формат мероприятия, готовится оформление локации. Одновременно формируется раздаточный материал родителям и детям для занятий дома. Важным моментом в подготовке мастер-класса является предварительная отработка практических навыков под руководством преподавателей – руководителей проектов.
Особенностью мастер-класса является то, что обучение на нем пройдут и дети, и взрослые. Следовательно, программа мастер-класса должна состоять из двух подпрограмм, рассчитанных для ребёнка и для родителей. В каждой из них надо правильно расставить акценты, выбрать методы обучения с учетом возраста, уровня знаний.

В момент проведения мастер-класса целесообразно объяснить родителям значение мелкой моторики для детей и взрослых, продемонстрировать методы диагностики, ознакомить со средствами и обучить методикам формирования мелкой моторики.
Алгоритм проведения мастер-классов представлен на рисунке 6.

Рисунок 6. Алгоритм проведения мастер-классов
Figure 6. Algorithm for conducting master classes


 

Важно отметить, что обучение детей разных возрастных групп должно проводиться с учетом психомоторного развития, так как развитие мелкой моторики ребенка является важным показателем нервно-психического развития человека. Психомоторное развитие – это развитие интеллектуальных и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожденных и наследственных качеств ребенка. В связи с этим, необходимо знать этапы становления двигательных навыков, в том числе развития тонкой моторики у детей. Например, в 2-3 месяца ребенок изучает окружающий мир своими ручками, разглядывает их, тянется за предметами и игрушками, хватает себя и других людей за пальчики. В 10-12 месяцев ребёнок держит игрушку, играет; повторяет действия с предметами. После года – может держать чашку, ложку, ставить кубик на кубик, пытается рисовать, одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней. В 3-4 года держит карандаш, копирует формы несколькими чертами, обводит контур. В 5-6 лет вырезает картинки, пишет буквы и числа, может дополнить недостающие детали в картинке, воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Для определения уровня нервно-психического развития детей используются таблицы (Келованов и др, 1985; Аксарина М.Н. и др., 1978; Резникова М.Ф., 2007).
Приведем пример диагностики развития мелкой моторики у детей 3-4 лет. Схема обследования ребёнка состоит из трёх этапов. Первый этап:
выявление кинетического праксиса (выполнение упражнений после показа взрослого). При выполнении сложных упражнений взрослый сначала помогает ребенку принять правильную позицию пальцев. Затем ребёнок действует самостоятельно. Второй этап: определение графического навыка – оценка умения правильно держать карандаш; определение четкости линии (задание «Проведи дорожку»: линия с нажимом, без нажима, тонкая, прерывистая, широкая, ломаная др.). Этап третий: определение развития уровня координации рук и глаз. Смена движений рук: менять ладонь – рука – кулак; выкладывание рисунка из счетных палочек по образцу. Оценка результатов тестирования проводится по трехбалльной системе: 1 балл – ребенок не справился с заданием; 2 балла – справился с заданием при помощи взрослого; 3 балла – справился с заданием самостоятельно.
В других возрастных группах для диагностики используются тест на определение полноты объема движений пальцев рук, на выявление переключаемости движений пальцев рук («Кулак – ребро – ладонь», А.Р. Лурия), определение уровня точности выполнения движений пальцами, на определение навыка работы с карандашом, на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев руки; на выявление уровня выносливости и быстроту мышц кисти рук («Теппинг-тест») и др.

Таким образом, зная этапы психо-моторного развития ребёнка, проведя тестирование, определив уровень развития мелкой моторики, сравнив полученные показатели с возрастной нормой детей, составляется заключение о соответствии полученных данных нормативным показателям.

Следующий шаг после диагностики уровня развития мелкой моторики – составление программы развития мелкой моторики пациента с учетом данных анамнеза ребёнка. Для эффективного развития тонкой моторики человека существует много средств, которые можно применять как в условиях лечебного учреждения, так и самостоятельных занятий с ребенком в домашних условиях (табл. 1).

Таблица 1. Средства развития мелкой моторики
Table 1.
Fine motor development tools

1

Канцелярские товары (бумага, картон, краски, карандаши, фломастеры, мелки, чернила, счетные палочки, скрепки, кнопки, ластик, степплер и др.)

2

Пластилин, глина, соленое тесто

3

Трафареты, шаблоны

4

Ткань, фетр, шнурки, нитки, ленточки, тесьма, веревка

5

Конструктор (в.ч. мягкий), мозаика, пазлы

6

Игрушки (пирамидки, матрёшки кубики, мелкие игрушки и редметы; мягкие книжки

7

Спортивные товары (мяч разных диаметров, дартц, эспандер кистевой)

8

Мелкие бытовые предметы (резиночки для волос, бусинки, бисер, пуговицы молнии, кнопки, щетки, губки, крючки, ватные палочки/диски,)

9

Хоз. предметы (прищепки замки, выключатели, фонарики, посуда одноразовая, зубочистки, проволока, шпингалеты, крышки пласт, ручки дверные, ножницы)

10

Упражнения для пальцев, кистей рук

11

Массаж (ручной, пуговичный), массажеры

12

Тренажеры

13

Природный материал (шишки, орехи, желуди, камни, сушены ягоды рябины, солома, семена растений)

14

Песок, вода

15

Крупы, мука

Далее, выбрав из таблицы 1 средства, составляется комплексная программа коррекции уровня развития мелкой моторики или реабилитации ребёнка, включающая разные виды работ. Перечень методик развития тонкой моторики приведен в таблице 2.

Таблица 2. Методики работы
Table 2. Working methods

Вид работы

1

Работа с бумагой: вырезание фигур, изготовление поделок и объемных фигур, аппликации, оригами, квиллинг

2

Работа с пластилином: скатать шарик, раскатать, разрезать на кусочки пластилин, размять, отщипнуть кусочки, слепить фигурки, выкладывание пластилином по контуру геометрических фигур, рисунка, пластиллинография

3

Тестопластика: формирование фигурок из солёного теста

4

Работа с шаблонами, трафаретами: обводка линий по шаблонам, трафаретам, раскраска, дорисовка фигур

5

Раскраска: карандашом, красками, мелом, ладонью, палочкой, фломастерами

6

Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда

7

Рисование: карандашом, красками, кистью, пальчиками, мелом, ладонью, палочкой, фломастерами; различные орнаментов, узоров

8

Работа с канцелярскими предметами: составление «бус» из скрепок, крепление кнопок в деревянный брусок, стирание ластиком на бумаге, степлер и др.

9

Работа с бусинками, бисером, пуговицами: надевание на нитку, шнурок бусинок, бисера, пуговиц; пришивание пуговиц, «Сухой бассейн», «Найти предмет в сухом бассейне»

10

Работа с крупами: выкладывание рисунка, пересыпание из одной емкости в другую, определение вида крупы в мешочке, «Золушка», «Сухой бассейн», «Найти предмет в сухом бассейне», рисование на доске, где рассыпана манка и другая крупа

11

Работа с песком: нарисовать рисунок на доске с песком; картинка из цветного песка

12

Работа с тканью: вышивка, создание картинок, создание объемных предметов

13

Работа со спортивными предметами: игры и упражнения с маленьким мячом, захватывание и отпускание мячика кистью руки; катать мяч по часовой стрелке и против; ввинчивающие движения); упражнения и игры с палочками, амортизаторами, кистевым эспандером; игра с шахматными фигурами, шашками

14

Игры с мелкими предметами, игрушками: спрятать в емкости с крупами. разобрать-собрать, расставить на игровой карте-схеме

15

Игрушки: собрать-разобрать пирамидки, матрешки, составление фигур из кубиков

16

Работа с конструкторами: в т.ч. с мягким, мозаикой, пазлами

17

Работа со счетными палочками: выкладывание фигур, перекладывание от одного пальца к другому

18

Работа с нитками, шнурками и др: плетение косичек, завязывание бантов, узелков; игры-шнуровки; сматывание ниток, лент, пряжи на катушку, в клубок

19

Работа с водой: капать пипеткой водой в сосуд с узким горлышком

20

Работа с проволокой: создание колечек, ободков, фигурок

21

Тренажёры для развития мелкой моторики: силовые, координационные и др; шнуровки

22

Массаж: ручной, массажерами (массажёры с шипами, для пальцев), пуговичный, гречкий орех, шишки), самомассаж

23

Работа с природным материалом: поделки, создание фигурок, массаж, выкладывание рисунков

24

Пальчиковая упражнения: гимнастика, игры, инсценировка разных историй, игры и упражнения с речевым сопровождением), шагание пальчиками по дорожкам, нарисованным на бумаге

25

Применение различных бытовых предметов: прищепки – создание фигур «Солнышко, домик» и др.; игра на пальчиках с резинками для волос

26

Хозяйственные и бытовые предметы: работа с предметами (замки, выключатели, ручки дверные, фонарики, шпингалеты, молнии, кнопки, крючки, крышки пластмассовые от бутылок); создание массажных ковриков; бизибордов для развития мелкой моторики: стендов и мягких модулей

27

Кукольный театр: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней

Приведем пример составления комплекса методик на мастер-класс. Участники: родители и дети. Возраст детей: 3-5 лет. Анамнез: не имеют заболеваний нервной системы и ОДА. Продолжительность занятия: 15-20 мин. Метод: индивидуальный. Цель: коррекция развития мелкой моторики. В комплекс занятия включены подвижные игры, дыхательные упражнения, музыкотерапия. В соответствии со сценарием мастер-класса, предложено несколько вариантов заданий, упражнений, игр.
1.
      Массаж
. Поглаживание, растирание, разминание по массажным линиям (от периферии к центру – от ногтевой фаланги к ладони). Массаж ладони проводится круговыми движениями с лёгким надавливанием в центре (типа «Сорока-ворона»).
2.
      Игры
: 3-5 по выбору ребёнка:
-        спортивная игра «Фасолевые шашки». На шахматной доске разложить крупные фасолинки двух цветов (белые и красные). Ребенку объяснить правила игры в шашки;
-        игры с крупой: манную крупу рассыпать ровным слоем на подносе, столе и рисовать картинки;
-        «Сухой бассейн», «Волшебный мешочек»: емкость или мешок наполнить несколькими видами круп (рис, гречневая, перловая, горох, фасоль), положить маленькие игрушки или предметы, которые ребенок будет искать. Другое задание: часть крупы переложить в другую емкость в мешочек (рукой, ложкой);
-        «Золушка»: смешать несколько видов круп (пшено, рис, гречневая крупа, перловая крупа, горох, фасоль), ребёнок разбирает их по сортам;
-        «Дорожка»: 2 полоски бумаги положить параллельно на расстоянии 3-5 см, крупу ровным слоем рассыпать внутри дорожки (брать крупу лучше 3 пальцами), крупу просыпать за пределы дорожки нельзя;
-        «Макаронный бум»: смастерить бусы, поделки из фигурных макарон (например, машинку);
-        «Путешествие»: на столе разложить продукты (овощи, фрукты, макароны и др.), пальчиками «ходить-путешествовать» от одного продукта с другому, называя форму, цвет, размер, вкус продукта, какие блюда можно приготовить из него;
-        «Рыбак» (игры с водой): в чашку с водой положить несколько мелких предметов (крупные бусины, пуговицы, мелкие игрушки и др.); сделать «удочку» (маленькое сито привязать к палочке); держа её в одной руке, ребёнок вылавливает предметы.

3.      Самомассаж.
В заключении ребёнок проводит самомассаж. Можно использовать массажеры в виде кольца, спиральные, массажный мяч с шипами, природный материал (грецкий орех, шишки).

На НФЗ «Веселые ладошки» мастер-классы проводились для детей с ДЦП, травмами верхних конечностей, детей с отставанием в развитии, аутизмом. Детям и родителям предлагали рисование пальчиками, красками, карандашом, создание оригами, картин из пластилина, круп, тестопластику, пальчиковую гимнастику и игры, обучение массажу и другие методики (рис. 7).

Рисунок 7. Игры и занятия с детьми на Новогоднем фестивале здоровья «Весёлые ладошки»: «Сухой бассейн», рисование пальчиками, пластиллинография, картины из круп, «Фасолевые шашки»
Figure 7. Games and activities with children at the New Year's festival of health «Cheerful palms»: «Dry pool», finger-drawing, plasticography, paintings from cereals, «Bean checkers»

 

Игровая форма обучения, доброжелательный фон вызывали положительные эмоции, мотивировали детей и родителей продолжить занятия в домашних условиях.
На проводимом мероприятии для детей-инвалидов «Мы с вами на равных!» был представлен широкий спектр мастер-классов с творческим акцентом – кукольный театр: пальчиковый, перчаточный, театр теней. Родители и дети охотно мастерили «кукол-актёров», инсценировали сказки, придумывали и разыгрывали сценки. Очень интересным оказался опыт по созданию кукольного театра «Волшебные палочки». Предложено несколько вариантов работы в зависимости от возраста ребёнка, умений и опыта. В первом случае персонажи сказок распечатаны в цветном формате, и почти готовы к работе с ними, можно было разыграть сказку, придумать новые сказки с этими персонажами. Либо усложнить задачу, и распечатать контуры сказочных персонажей, дети вырезали фигуры по контуру, раскрасили их карандашами, кисточкой, пальчиковыми красками. Третий вариант: ребёнок сам рисует персонажей, вырезает их и раскрашивает. Сказочные герои прикрепляются на палочки (в т.ч. для суши), карандаш, ручку и др. предметы, затем начинается сказочно-творческой процесс. Учитывая большой ассортимент сказочных персонажей, креативность и новизну, разнообразие средств и методик для развития мелкой моторики, простоту реализации данной идеи в домашних условиях, театрализованные инсценировки можно длительно включать в программы коррекции или реабилитации.

Таким образом, организация и проведение мастер-классов в условиях детской поликлиники позволяет актуализировать проблемную тематику и, одновременно, предложить пути их решения. Родители получают профессиональную консультацию специалистов по выбору средств и методик развития мелкой моторики, составлению рациональных комплексов и методически правильному их выполнению. Для детей эти мероприятия не менее важны: они приобретают специальные навыки, движения ребёнка становятся более точными за счёт мышечного контроля, улучшается координация движений пальчиков и кистей рук, улучшается речь, приобретается позитивный опыт общения с медиками.

Для медицинских работников обучающие занятия могут быть интересны тем, что осваиваются новые коррекционно-реабилитационные технологии, расширяется профессиональный кругозор. Для студентов-волонтёров медицинских ВУЗов участие в мастер-классах позволяет приобрести опыт работы с пациентами, родителями и коллегами, реализовать свои коммуникативные качества. Кроме этого, полученные знания и практические навыки развития мелкой моторики в дальнейшем они смогут применять в профессиональной деятельности для профилактики и реабилитации.

Опыт проведения мастер-классов показал, что такие тематические мероприятия привлекают внимание достаточно большой группы населения. Приобретая теоретические знания и практические навыки, родители будут мотивированы к проведению занятий в домашних условиях, грамотно соблюдая правила развития навыков мелкой моторики. Ведь на протяжении всей жизни человеку необходимы координированные, точные движения кисти руки и пальцев для рисования, письма, игры на музыкальных инструментах, бытовых и профессиональных действий человека.

Информация о финансировании и конфликте интересов

Исследование не имело спонсорской поддержки.
Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES:

1.      Artemyeva AV. Development of fine motor skills in children of 3-5 years old. LitRes, 2016. 70 p. Russian (Артемьева А.В. Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. ЛитРес, 2016. 70 с.)
2.
      Teplova IS. Development of manual ability, graphic skill and visual-motor coordination. Questions of preschool pedagogy. 2015; 1: 49-52. URL https://moluch.ru/th/1/archive/1/42/). Russian (Теплова И.С. Развитие мелкой моторики рук, графического навыка и зрительно-моторной координации //Вопросы дошкольной педагогики. 2015. № 1. С. 49-52. URL https://moluch.ru/th/1/archive/1/42/
3.
      Eliseeva YuYu. Childhood diseases. Full reference. M.: Eksmo, 2008. 672 p. Russian (Елисеева Ю.Ю. Детские болезни. Полный справочник. М.: Эксмо, 2008. 672 с.)
4.
      Nizhegorodtseva NV, Shadrikov VD. Psychological and pedagogical readiness of the child for school: A Handbook for practical psychologists, teachers and parents. M.: Humanitarian publishing center VLADOS, 2001. 256 p. Russian (Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 256 с.)
5.
      Solntseva EA, Belova TV. 200 exercises for the development of general and fine motor skills. M.: Astrel, 2007. 95 p. Russian (Солнцева Е.А., Белова Т.В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики М.: Астрель, 2007. 95 с.)
6.
      Yanushko EA. The development of fine motor skills in young children (1-3 years old). Methodical manual for tutors and parents. M.: Mozaika-Sintez, 2009. 56 p. Russian (Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года): Методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2009. 56 с.)
7.
      A brief psychological dictionary /ed. AV Petrovsky, MG Yaroshevsky. M., 1985. Russian (Краткий психологический словарь /под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985)
8.
      Bernstein NA. Physiology of movements and activity. M.: Nauka, 1990. 312 p. Russian (Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. 312 с.)

Статистика просмотров

Загрузка метрик ...

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.