ВОССТАНОВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ НАД ТЕЧЕНИЕМ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ С УЧЕТОМ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ


Дракина С.А., Перевощикова Н.К., Черных Н.С., Торочкина Г.П.

Аннотация


Развитие ребенка в условиях тяжелой соматической патологии сказывается на формировании его личности, особенностях взаимоотношений со сверстниками и возможностях адаптации в целом. Около 25-30 % обострений бронхиальной астмы (БА) у подростков связаны с периодами эмоционального напряжения. Эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, замкнутость у больных БА подростков нарушают формирование самооценки, доверительных отношений со взрослыми. Отсутствие комплайнса между больными БА подростками, родителями и врачом лежит в основе потери контроля над течением заболевания.

Цель – восстановление контроля над течением бронхиальной астмы с учетом особенностей свойств личности подростка.

Материалы и методы. В статье представлена эффективность межведомственного подхода к ведению больных БА подростков, используемого в проведении образовательных программ («Астма-школа для подростков», «Астма-школа для родителей»), релаксирующих психологических тренингов. В исследовании приняли участие 100 подростков, больных бронхиальной астмой, в возрасте 11-17 лет (средний возраст 13,9 ± 0,14 лет, стаж болезни – 8,05 ± 0,33 лет), которые состояли на диспансерном учете, но категорически отказывались от базисной терапии, признавая лечение лишь в период приступа.

Результаты. Улучшение комплайнса между подростками, родителями и врачом сказалось на восстановлении доверительных отношений, следствием чего явилось выполнение подростками всех требований и рекомендаций пульмонолога – приобретение пикфлоуметра, ведение дневника самоконтроля, восстановление базисного лечения. Исчезла потребность в круглосуточной госпитализации, наблюдение и лечение больных БА подростков переведено на амбулаторный этап.

Заключение. Для достижения увеличения эффективности лечения БА необходимо принимать во внимание, помимо основных факторов, лежащих в основе развития заболевания, личностные, эмоциональные и физиологические особенности подростков.


Ключевые слова


подростки; бронхиальная астма; свойства личности; комплайнс

Полный текст:

Full Text HTML Full Text PDF

Литература


Ogorodova LM, Kobyakova OS, Abashina AV. Efficiency of asthma treatment in primary care. Pulmonology. 2010; (3): 39-45. Russian (Огородова Л.М., Кобякова О.С., Абашина А.В. Оценка эффективности ведения больных бронхиальной астмой на уровне первичного звена здравоохранения //Пульмонология. 2010. № 3. С. 39-45)

Pawankar R. Allergic diseases and asthma: a global public health concern and a call to action. World Allergy Org J. 2014; 7(1): 55. DOI: org/10.1186/1939-4551-7-12

Pearce N, Ait-Khaled N, Beasley R, Mallol J, Keil U, Mitchell E et al. Worldwide trends in the prevalence of asthma symptoms: phase III of the International Study of Asthma and Allergies in Childhood (ISAAC). Thorax. 2007; 62(9): 758-766. DOI: 10.1136/thx.2006.070169

National program «Bronchial asthma in children. Treatment strategy and prevention». 5th ed. M.: Original layout, 2017. 160 p. Russian (Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика». 5-е изд. М.: Оригинал-макет, 2017. 160 с.)

Drakina SA, Perevoshikova NK. Psycho-vegetative characteristics of. Mother and Сhild in Kuzbass. 2012; (1): 3-7. Russian (Дракина С.А. Перевощикова Н.К. Психо-вегетативные особенности подростков с бронхиальной астмой //Мать и Дитя в Кузбассе. 2012. № 1. С. 3-7)

Britkova TA, Kazarin DD. Psycho-emotional features of children with bronchial asthma. Sovremennye tendencii razvitiya nauki i tekhnologij. 2015; 9-2: 15-17. Russian (Бриткова Т.А. Казарин Д.Д. Пcихоэмоциональные особенности детей, больных бронхиальной астмой //Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 9-2. С. 15-17)

Krivonogova TS, Shemyakina TA, Babikova YuA, Gavrilova NA. Psychosomatic Aspects of Bronchial Asthma in Children. Annals of the Russian Academy of Medical Sciences. 2015; 70(5): 509-512. Russian (Кривоногова Т.С., Шемякина Т.А., Бабикова Ю.А., Гаврилова Н.А. Психосоматические соотношения при бронхиальной астме у детей //Вестник Российской академии медицинских наук. 2015. Т. 70, № 5. С. 509-512)

Namazova-Baranava LS. Allergy in children: from theory to practice. M.: Union of pediatricians of Russia, 2011. 667 p. Russian (Намазова-Баранова Л.С. и др. Аллергия у детей: от теории к практике: [монография]. М.: Союз педиатров России, 2011. 667 с.)

Vishneva EA, Namazova-Baranova LS, Alekseeva AA, Karkashadze GA, Antonova EV, Smirnov VI. New methods of interaction between the doctor and patient in achieving control over the disease. Current Pediatrics. 2014; 13(S1): 54-55. Russian (Вишнева Е.А., Намазова-Баранова Л.С., Алексеева А.А., Каркашадзе Г.А., Антонова Е.В., Смирнов В.И. Новые методы взаимодействия врача и пациента в достижении контроля над болезнью //Вопросы современной педиатрии. 2014. Т. 13, № S1. С. 54-55)


Статистика просмотров

Загрузка метрик ...

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.