СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Аннотация
На фоне увеличения контрольных цифр приема абитуриентов в медицинские ВУЗы остается актуальной проблема низкой готовности большинства обучающихся к работе по будущей специальности.
Цель исследования – оценить социальные ожидания и ценностные ориентации обучающихся медицинского университета, ассоциированные с готовностью к работе по специальности.
Материалы и методы. Выполнено поперечное социологическое исследование методом анкетирования 245 обучающихся 1-6 курсов по программам специалитета Северного государственного медицинского университета (г. Архангельск). Использована авторская анкета; она включала вопросник Brown D., Crace RK. «Оценка ценностей, которые определяют поведение и принятие решений» (Life Values Inventory).
Результаты. Обучающиеся по договору демонстрируют наиболее высокую готовность работать по выбранной специальности; каждый десятый обучающийся на бюджетной основе (12,2 %) и по целевому договору (11,5 %) сомневался в выборе профессии (p (тест χ2 Пирсона) = 0,012). Независимо от условий обучения, для будущих медиков наибольшее значение имеют возможность профессионального роста, дальнейшее повышение квалификации, профессиональные результаты с увеличением дохода. В группе обучающихся на бюджетной основе и по целевому договору наименее выражены ценностные ориентации «духовность», «смирение», «креативность» и «принадлежность»; а наиболее выражены «приватность», «ответственность» и «финансовое процветание». В группе обучающихся по договору почти все измерения ценностных ориентаций были выражены в значительной степени.
Заключение. Полученные результаты могут быть использованы при разработке мероприятий, направленных на повышение готовности обучающихся медицинского ВУЗа к будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова
Литература
Murashko said that there are not enough 25-26 thousand doctors in Russia. Interfax. 11.23.2022. Russian (Мурашко заявил, что в России не хватает 25-26 тысяч врачей //Интерфакс. 23 ноября 2022 г.). URL: https://www.interfax.ru/russia/873822 (дата обращения: 23.08.2023)
In three years, the quota of targeted admission for residency programs in medical schools of the Russian Federation has increased by 37 %. TASS. 12.19.2022. Russian (За три года квота целевого приема по программам ординатуры в медвузах РФ выросла на 37 % //ТАСС. 19.12.2022 г.). URL: https://tass.ru/obschestvo/16631567 (дата обращения: 23.08.2023)
The number of doctors of all specialties (individuals) in organizations providing medical services to the population at the end of the reporting year. Unified Interdepartmental Information and Statistical System (EMISS). Russian (Численность врачей всех специальностей (физических лиц) в организациях, оказывающих медицинские услуги населению, на конец отчетного года //Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС).) URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31547 (дата обращения: 23.08.2023)
Gaidarov GM, Alekseeva NYu, Makarov SV, Maevskaya IV. Sociological research of the adherence of medical students to employment by specialty received at a university. Acta Biomedica Scientifica. 2018; 3(6): 137-143. Russian (Гайдаров Г.М., Алексеева Н.Ю., Макаров С.В., Маевская И.В. Социологическое исследование приверженности студентов-медиков к трудоустройству по полученной в ВУЗе специальности //Acta Biomedica Scientifica. 2018. Т. 3, № 6. С. 137-143)
Izimbergenov NI. New ethical and deontological problems of modern medicine. West Kazakhstan Medical Journal. 2016; 2(50): 3-10. Russian (Изимбергенов Н.И. Новые этико-деонтологические проблемы современной медицины //Медицинский журнал Западного Казахстана. 2016. № 2(50). С. 3-10)
Brown D, Crace RK. Values in Life Role Choices and Outcomes: A Conceptual Model. Career Development Quarterly. 1996; 44(3): 211-223
Life Values Inventory (LVI). URL: https://bhmt.org/wp-content/uploads/2016/04/BHMT_CC_Life-Values_Inventory.pdf (date accessed: 08.23.2023)
Omarova MK. Values of student youth (on the example of students of Dagestan universities). Human Capital. 2020; 12(144): 253-259. Russian (Омарова М.К. Ценностные ориентации студенческой молодёжи (на примере студентов дагестанских ВУЗов) //Человеческий капитал. 2020. № 12(144). С. 253-259.) DOI: 10.25629/HC.2020.12.25
Stepanenko LV. Adaptation processes of first-year students within the framework of modern university formats of the education. Problems of modern pedagogical education. 2023; 78-4: 216-219. Russian (Степаненко Л.В. Адаптационные процессы студентов-первокурсников в рамках современных форматов образования в ВУЗе //Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-4. С. 216-219)
Konovalov SV. Socio-professional contradictions between the expectations of university students and the need for graduates in the labor market. The value system of modern society. 2010; 10(2): 137-140. Russian (Коновалов С.В. Социально-профессиональные противоречия между ожиданиями студентов ВУЗов и потребностью в выпускниках на рынке труда //Система ценностей современного общества. 2010. № 10(2). С. 137-140)
Khachikyan EI, Zaborina MA, Brant EA. Formation of value orientations of university students as a psychological and pedagogical problem. Problems of modern pedagogical education. 2022; 74-3: 273-276. Russian (Хачикян Е.И., Заборина М.А., Брант Е.А. Формирование ценностных ориентаций студентов ВУЗа как психолого-педагогическая проблема //Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-3. С. 273-276)
Gribov DE. Social expectations as a regulator of individual social behavior: theoretical research problems. Humanities of the South of Russia. 2016; 19(3): 182-189. Russian (Грибов Д.Е. Социальные ожидания как регулятор социального поведения личности: теоретические проблемы исследования //Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 19, № 3. С. 182-189)
On measures to implement the State social Policy: Decree of the President of the Russian Federation N 597 dated 07.05.2012. Russian (О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: Указ Президента Российской Федерации № 597 от 07.05.2012.) URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201205070023 (дата обращения: 23.08.2023)
Mirgorodskaya VP. Value orientations of future specialists of medical professions. Problems and prospects of development of science and education in the XXI century: materials of the International (correspondence) scientific and practical conference. Sofia, 2017. P. 611-628. Russian (Миргородская В.П. Ценностные ориентации будущих специалистов медицинских профессий //Проблемы и перспективы развития науки и образования в ХХI веке: матер. междунар. (заочной) науч.-практ. конф. София, 2017. С. 611-628)
Ivanova VP, Sulaimanova AI. Value and life-meaningful orientations of university youth from rural and urban. Bulletin of Science and Practice. 2019; 5(6): 480-489. Russian (Иванова В.П., Сулайманова А.И. Ценностные и смысложизненные ориентации сельской и городской молодежи, обучающейся в ВУЗе //Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5, № 6. С. 480-489)
Shuvalova NV, Korepanova NV. Study of value orientations of student youth as a factor of personal growth. Pedagogy and psychology of education. 2022; 3: 219-231. Russian (Шувалова Н.В., Корепанова Н.В. Исследование ценностных ориентаций студенческой молодежи как фактора личностного роста //Педагогика и психология образования. 2022. № 3. С. 219-231)
Статистика просмотров
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.