ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ


Викжанович С.Н., Синевич О.Ю., Тимошенко Л.В., Чернявская Е.А., Шерешик Н.Н.

Аннотация


В статье дана оценка реабилитационной культуре семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Изучение данной проблемы изучалось в праксиологическом аспекте методами беседы с родителями (64 человека) и посредством наблюдения за особенностями их взаимодействия со своими детьми. Из числа праксиологических умений оценке подвергались следующие: психогигиенические, коммуникационные, психолого-педагогические (специальные, необходимые для удовлетворения особых образовательных потребностей ребёнка с нарушениями развития), а также умения социального адвокатирования. В статье обосновывается, что родители в своём большинстве недостаточно владеют праксиологическими умениями. Соответственно, реабилитационная культура семей, в которых воспитываются дети с нарушениями развития, соответствует преимущественно низкому уровню.


Ключевые слова


реабилитационная культура семьи; праксиологические умения; психогигиенические умения; коммуникационные умения; психолого-педагогические умения; умения социального адвокатирования; родители; особые образовательные потребности; ребёнок с ограниченными возмо

Полный текст:

Full Text HTML

Литература


Grebennikova VM, Ignatovich VK. To the question of the methodological substantiation of the socio-pedagogical support of the family as a subject of designing the individual educational trajectory of the child. Pedagogy and education. 2019; 3: 75-83. Russian (Гребенникова В.М., Игнатович В.К. К вопросу о методологическом обосновании социально-педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка //Педагогика и просвещение. 2019. № 3. С. 75-83)

Vikzhanovich SN, Sinevich OYu, Chetverikova TYu. Medical and pedagogical navigation and formation of the rehabilitation of the culture of families upbringing children with health problems. Mother and Baby in Kuzbass. 2019; 4(79): 56-61. Russian (Викжанович С.Н., Синевич О.Ю., Четверикова Т.Ю. Медико-педагогическая навигация и формирование реабилитационной культуры семей, воспитывающих детей с проблемами в здоровье //Мать и дитя в Кузбассе. 2019. № 4(79). С. 56-61)

Krasilnikova ED, Nikolskaya IM. Psychological characteristics in families of children with various disorders of psychic development. Clinical Psychology and Special Education. 2012; 1(4). Russian (Красильникова Е.Д., Никольская И.М. Психологические характеристики семей, воспитывающих детей с различными вариантами нарушения психического развития //Клиническая и специальная психология. 2012. Т. 1, № 4.) URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2012/n4/57308.shtml

Starobina EM. On studying the rehabilitation potential of families raising children with disabilities. Izvestia Herzen University Journal of Humanities & Science. 2018; 190: 63-69. Russian (Старобина Е.М. Об изучении реабилитационного потенциала семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья //Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2018. № 190. С. 63-69)

Vikzhanovich SN, Chetverikova TYu. Indicators of rehabilitation culture of a family raising a child with special educational needs. Scientific potential. 2019; 4(27): 28-30. Russian (Викжанович С.Н., Четверикова Т.Ю. Показатели реабилитационной культуры семьи, воспитывающей ребёнка со специальными образовательными потребностями //Научный потенциал. 2019. № 4(27). С. 28-30)

Alekhina EV. Socio-pedagogical advocacy in the context of protection of the rights of child with disabilities. St. Tikhon's University Review. Series 4: Pedagogy. Psychology. 2018; 51: 65-72. Russian (Алехина Е.В. Социально-педагогическая адвокация в контексте защиты прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья //Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2018. № 51. С. 65-72.) DOI: 10.15382/sturIV201851.65-72


Статистика просмотров

Загрузка метрик ...

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.