РОЛЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ
Аннотация
Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук: медицины, психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. От характера детско-родительских взаимоотношений зависит, как будут складываться отношения ребенка с окружающим миром, какую жизненную позицию выберет уже подросший малыш, а потом и взрослый человек. Родительская поддержка важна в любом возрасте, поскольку ее дефицит становится причиной выраженного нарушения психического и физического созревания ребенка, дезинтеграции привязанности как важнейшего фактора психического развития, дезадаптации, психосоматических расстройств. В статье значение детско-родительских отношений продемонстрировано на примере классического психосоматического заболевания – бронхиальной астмы.
Цель исследования – определение роли детско-родительских отношений в реализации бронхиальной астмы у детей.
Материал и методы. Для выявления различных психологических отклонений в отношениях родителей к детям и причин этих нарушений использовался опросник «Анализ семейных взаимоотношений» по Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. При оценке психологического статуса изучались свойства личности подростков при помощи многофакторного опросника Р.Б. Кеттелла. Локальные виды тревоги (школьную, межличностную, самооценочную, магическую) определяли при помощи опросника А.М. Прихожан.
Заключение. Патогенные в подавляющем большинстве случаев родительско-детские отношения высоко коррелировали с личностными свойствами подростков, что подчеркивает ведущую роль семьи в формировании характера подростка, отношения его к болезни, уровня доверия к взрослым. Комплексный подход к реабилитации больных БА подростков с использованием межведомственного взаимодействия позволил качественно улучшить их обучение в «Астма-школе». Проведение психокоррекционных мероприятий способствовало улучшению психоэмоционального статуса подростков, нормализации у них доверительных отношений с родителями и врачом, что в дальнейшем позволило восстановить контроль над течением заболевания.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Ширяева, О.А. Особенности эмоционального взаимодействия часто болеющих и здоровых детей раннего возраста с родителями /О.А. Ширяева //Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2014. – № 3. – С. 209-214
Филиппова, Г.Г. Психология материнства /Филиппова Г.Г. – М.: Изд-во Института психотерапии. – 2009. – 2008 с.
Куликов, Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов /Куликов Л.В. – СПб.: Питер. – 2009. – 283 с.
Аликин, И.А. Нормативная динамика родительского отношения в современном обществе: возрастные и гендерные аспекты /И.А. Аликин, Н.В. Лукьянченко //Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2012. – № 4. – С. 228-234
Галигузова, Л.Н. Как развивается малыш в раннем возрасте /Галигузова Л.Н. – М., 2008. - 187 с.
Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология: учебное пособие /В.Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 432 с.
Истратова, О.Н. Большая книга подросткового психолога /О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 636 с.
Коваль, В.В. Подростки из неполных семей: особенности самоотношения /В.В. Коваль //Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 2. – С. 238-240
Эйдемиллер, Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: методическое пособие /Э.Г. Эйдемиллер. – М.: Фолиум, 1996. – 48 с.
Лазарева, Т.А. Воспитательные позиции родителей и их оценка подростками /Т.А. Лазарева //Известия Российского гос. педагогического ун-та им. А.И. Герцена. – 2009. – № 94. – С. 284-290
Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков /А.И. Захаров. – СПб.: Союз, 1998. – 246 с.
Лидерс, А.Г. Психологическое обследование семьи: учебное пособие /А.Г. Лидерс. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 432 с.
Статистика просмотров
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.