РЕЖИМ ДНЯ – ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА


Дракина С.А., Перевощикова Н.К., Черных Н.С., Вакулова Т.М.

Аннотация


Рационально построенный и организованный режим дня – ведущий фактор, обеспечивающий гармоничное физическое и психическое развитие ребенка, оптимальный уровень работоспособности, предупреждающий развитие переутомления и повышающий общую сопротивляемость организма.
Цель – анализ режима дня детей раннего возраста в будние и выходные дни.
Материалы и методы. В течение полутора месяцев с момента поступления в ДОУ изучен режим дня 528 детей раннего возраста (средний возраст 16,5 ± 2,7 мес.) в выходные дни и в будние, после посещения детского сада. Перед поступлением в дошкольное учреждение были определены психолого-педагогические параметры готовности ребёнка к поступлению в ДОУ (Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г.). В период адаптации к детскому саду проведена оценка эмоционального профиля дошкольников (до 3 лет) при адаптации к условиям детского сада (Студенкин М.И., Макаренко Ю.А., Баркан А.И.).
Результаты и их обсуждение. В результате проведенного исследования было выявлено, что 73,3 % детей с 1 года до 2 лет не были готовы к поступлению в дошкольное образовательное учреждение, только каждый четвертый ребенок был готов условно (26,7 %). Соблюдение режима дня, соответствующего режимным моментам в ДОУ, наблюдалось лишь у каждой третьей семьи. Результатом грубых нарушений режима дня в первые дни пребывания ребенка в ДОУ являлось нарушение сна, что приводило к формированию стресса. Наиболее выраженные негативные изменения эмоционально-поведенческой реакции ребенка регистрировались по таким показателям, как социальные контакты, страх, сон, аппетит, отрицательные и положительные эмоции.
Положительная динамика по показателям социальных контактов наблюдалась к концу третьей недели пребывания детей в ДОУ, страх и аппетит – к 15 дню, сон – к концу 40-го дня наблюдения. Отрицательные эмоции стали исчезать к концу 30-го дня посещения ДОУ, положительные эмоции стали появляться к концу второй недели пребывания в ДОУ. Так, общая адаптация у 12,1 % детей была благоприятная, практически у каждого третьего ребенка – условно благоприятная, у каждого второго – неблагоприятная.
Выводы. Таким образом, нарушение режимных моментов у детей раннего возраста в период поступления в ДОУ лежат в основе расстройств психоэмоционального поведения, что является отражением стрессового состояния организма ребенка.


Ключевые слова


режим дня; дети; ранний возраст; биологические ритмы

Полный текст:

Full Text HTML Full Text PDF

Литература


Zyryanova VV, Ilyina NG, Sizonova KV, Skavycheva E.N. Problems of adaptation of early children to the conditions of the preschool educational organization. Scientific notes of NTSSPI. Series: Pedagogy & psychology. 2022; 4: 45-53. Russian (Зырянова В.В., Ильина Н.Г., Сизонова К.В., Скавычева Е.Н. Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации //Ученые записки НТГСПИ. Серия: Педагогика и психология. 2022. № 4. С. 45-53)

Privalova TE, Shadrin SA, Shvets EN. Medical and social aspects of the ineffectiveness of preventive care for preschool children. Pediatric pharmacology. 2008; 5(4): 65 69. Russian (Привалова Т.Е., Шадрин С.А., Швец Е.Н. Медико социальные аспекты неэффективности профилактической помощи детям дошкольного возраста //Педиатрическая фармакология. 2008. Т. 5, № 4. С. 65 69)

Antigenic and genetic characteristics of influenza A (H5N1) and influenza A (H9N2) viruses and candidate vaccine viruses developed for potential use in human vaccines. Wkly Epidemiol Rec. 2009; 84(41): 432-436

Lear DN, Perevalov AYa. Analysis of the actual home meals of preschool and school children living in the city. Problems of Nutrition. 2019; 88(3): 69-77. Russian (Лир Д.Н., Перевалов А.Я. Анализ фактического домашнего питания проживающих в городе детей дошкольного и школьного возраста //Вопросы питания. 2019. Т. 88, № 3. С. 69-77.) DOI: 10.24411/0042-8833-2019-10031

Valova AY, Setko NP, Bulycheva EV, Setko IM. Peculiarities of modern schedule modern day modern school duration and in transition to subject training. Orenburgskij medicinskij vestnik. 2017; V(2(18)): 63-67. Russian (Валова А.Я., Сетко Н.П., Булычева Е.В., Сетко И.М. Особенности режима дня современных гимназистов начальной школы и при переходе к предметному обучению //Оренбургский медицинский вестник. 2017. Т. V, № 2(18). С. 63-67)

Korogodina EA. The daily routine as the basis for the formation of a healthy lifestyle. Regional`ny`j vestnik. 2019; 8(23): 19-21. Russian (Корогодина Е.А. Режим дня как основа формирования здорового образа жизни //Региональный вестник. 2019. № 8(23). С. 19-21)

Kulakova GA, Volgina SYa, Solovyova NA, Kurmaeva EA. Preventive approaches to the formation of the health of children in the first year of life in the pediatric area. Kazan, 2015. 48 p. Russian (Кулакова Г.А., Волгина С.Я., Соловьёва Н.А., Курмаева Е.А. Профилактические подходы к формированию здоровья детей первого года жизни на педиатрическом участке. Казань, 2015. 48 с.)

Drakina SA, Perevoshchikova NK. Daily routine and nutrition of young children: methodological recommendations for doctors. Kemerovo, 2023. 47 p. Russian (Дракина С.А., Перевощикова Н.К. Режим дня и питание детей раннего возраста: метод. реком. для врачей. Кемерово, 2023. 47 с.)

SanPiN 2.4.1.3049-13 «Sanitary and Epidemiological Requirements for the Design, Maintenance and Organization of the Mode of Operation of Preschool Educational Organizations» dated May 15, 2013 N 26 (as amended on October 27, 2020) Russian (СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2013 года № 26 (с изменениями на 27 октября 2020 г.))

Primernaya osnovnaya obrazovatel`naya programma doshkol`nogo obrazovaniya «Mir otkry`tij» /Pod obshh. red. L.G. Peterson, I.A. Ly`kovoj. M.: ID «Czvetnoj mir», 2016. 336 s. Russian (Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» /Под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: ИД «Цветной мир», 2016. 336 с.)

Kelmanson IA. Sleep disturbances and their associations with disorders in emotional sphere and behavior in children. Zhurnal Nevrologii i Psikhiatrii imeni S.S. Korsakova. 2021; 121(11): 93-98. Russian (Кельмансон И.А. Расстройства сна и их связь с нарушениями в эмоциональной сфере и поведении у детей //Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2021. № 121(11). С. 93-98.) DOI: 10.17116/jnevro202112111193


Статистика просмотров

Загрузка метрик ...

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.