НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ К ПРОЦЕССУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ДОУ
Аннотация
Цель исследования – изучить уровень нервно-психических и социальных аспектов школьной зрелости детей в возрасте 7 лет, обучающихся в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений г. Кемерово.
Материалы и методы. Исследование проводилось после получения добровольного согласия от законных представителей. За период 2020-2021 гг. обследованы 257 детей, обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях г. Кемерово, прикрепленных к дошкольному отделению детской поликлиники ГАУЗ ККБСМП им. М.А. Подгорбунского: мальчиков – 119 (средний возраст – 7 лет 3 мес ± 1,46 мес), девочек – 138 (средний возраст – 7 лет 2 мес ± 1,67 мес). Исследование нервно-психических аспектов школьной зрелости проводилось с помощью теста Керна-Йирасека и монометрического теста. Уровень социальной зрелости и общей нервно-психической подготовленности к посещению средних образовательных учреждений определялся методом тестовой беседы С.А. Банкова. Для изучения социального статуса семей проведено анкетирование законных представителей посредством стандартизированной анкеты.
Результаты. При изучении нервно-психических аспектов школьной зрелости подавляющее большинство детей, согласно проведенному тесту Керна-Йирасека (77,44 %) и монометрическому тесту (71,20 %), были готовы к началу посещения средних образовательных учреждений. Каждый 4-5-й ребенок имел низкие показатели нервно-психического аспекта школьной зрелости. Изучение социальных сторон школьной зрелости (тестовая беседа по С.А. Банкову) указало на уязвимость данного параметра у детей: только 40,46 % детей являлись социально зрелыми; 30,74 % показывали средний уровень зрелости; 28,80 % детей имели низкие параметры социальной зрелости. При изучении типов семьи выявлено, что наиболее частым вариантом семейных взаимоотношений между родителями являлись бракоподобные отношения (юридическое определение гражданского брака) – 42,41 %; полные семьи с зарегистрированным браком встречались в 31,90 % случаев; каждый четвертый ребенок воспитывался в неполной семье (25,68 %). Дети, имеющие недостаточный уровень нервно-психической и социальной готовности к школьному обучению, чаще встречались в семьях с гражданским браком.
Заключение. К началу посещения средних образовательных учреждений с позиции нервно-психического аспекта подавляющее большинство детей (77,44 %) готово к посещению школы. Каждый 5-й воспитанник подготовительной группы ДОУ с низкими показателями нервно-психической зрелости требует проведения корректирующих медико-педагогических мероприятий. Наиболее уязвимым параметром готовности детей к обучению в школе является их социальная зрелость. Дети, имеющие недостаточный уровень нервно-психической и социальной готовности к школьному обучению, чаще встречались в семьях с гражданским браком. Значительное преобладание семей с гражданским браком и неполных, по сравнению с официально оформленными семьями, требует усиления работы с подростками по вопросам построения семьи.
Ключевые слова
Литература
Federal project «Development of children's healthcare, including the creation of a modern infrastructure for providing medical care to children», July 16, 2019 at 09:13. Russian (Федеральный проект «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям», 16 июля 2019 в 09:13.) https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/detstvo
Order of the Ministry of Health of Russia dated August 10, 2017 No. 514n «On the Procedure for Conducting Preventive Medical Examinations of Minors». Russian (Приказ Минздрава России от 10 августа 2017 г. № 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних»)
Order of the Ministry of Health of Russia dated December 21, 2012 No. 1348n «On approval of the Procedure for underage dispensary observation, including during the period of education and upbringing in educational institutions». Russian (Приказ Минздрава России от 21.12.2012 г. № 1348н «Об утверждении Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях»)
Baranov AA, Namazova-Baranova LS. The state of health and medical and social problems of adolescent children in the Russian Federation. In: Federal reference book. M., 2015. T. IV. P. 149-153. Russian (Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С. Состояние здоровья и медико-социальные проблемы детей подросткового возраста в Российской Федерации. В кн.: Федеральный справочник. М., 2015. Т. IV. С. 149-153)
Poretskova GYu. Results of regular health examination of schoolchildren as basis for developing customized prevention programs in the framework of medical support for educational process. Social aspects of population health. 2014; (6). Russian (Порецкова Г.Ю. Результаты диспансеризации школьников как основа для разработки индивидуальных профилактических программ в рамках медицинского обеспечения образовательного процесса //Социальные аспекты здоровья населения. 2014. № 6)
Bezrukikh MM. School and family risk factors, their impact on the physical and mental health of children. Bulletin of Psychological Practice in Education. 2011; 8(1): 16-21. Russian (Безруких М.М. Школьные и семейные факторы риска, их влияние на физическое и психическое здоровье детей //Вестник практической психологии образования. 2011. Т. 8, № 1. С. 16-21)
Kuchma VR, Efimova NV, Tkachuk EA, Mylnikova IV. Hygienic assessment of the overwroughtness of educational activity in schoolchildren of 5-10 classes of secondary schools. Hygiene and Sanitation. 2016; 95(6): 552-558. Russian (Кучма В.Р., Ефимова Н.В., Ткачук Е.А., Мыльникова И.В. Гигиеническая оценка напряженности учебной деятельности обучающихся 5-10 классов общеобразовательных школ //Гигиена и санитария. 2016. Т. 95, № 6. С. 552-558)
Grebennikova OA, Dobrolyubova MI. Bullying in the educational environment as a threat to the health of schoolchildren. The periodical scientific and methodological electronic journal «Koncept». 2017; S9: 13-18. Russian (Гребенникова О.А., Добролюбова М.И. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников //Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № S9. С. 13-18.) URL: http://e-koncept.ru/2017/470113.htm
Abdullin AG, Pruchkina NM, Bobleter D. Psychological aspects of the correction of emotional disturbances as a means of activating preschool children. Gumanitarnyye nauki (Yalta). 2020; 1(49): 115-121. Russian (Абдуллин А.Г., Пручкина Н.М., Боблетер Д. Психологические аспекты коррекции эмоциональных нарушений как средство активизации детей дошкольного возраста //Гуманитарные науки (г. Ялта). 2020. № 1(49). С. 115-121)
Matkovskaya TV, Samarina SV. Neuropsychic development of children of early and preschool age: Guidelines for doctors of preschool and medical institutions. Tomsk, 2009. 71 p. Russian (Матковская Т.В., Самарина С.В. Нервно-психическое развитие детей раннего и дошкольного возраста: Методические рекомендации для врачей детских дошкольных и лечебно-профилактических учреждений. Томск, 2009. 71 с.)
Byorklund A, Salvanes H. As the family influences education of the child. Economy of education. 2013; 1: 35a-43. Russian (Бьорклунд А., Сальванес Х. Как семья влияет на образование ребёнка //Экономика образования. 2013. № 1. С. 35a-43)
Yakushev PA. Actual cohabitation of men and women: problems of institutionalization in the context of traditional values. State and Law. 2019; (12): 104-112. Russian (Якушев П.А. Фактические сожительства мужчин и женщин: проблемы институциализации в контексте традиционных ценностей //Государство и право. 2019. № 12. C. 104-112)
Hachatryan LA. Modern russian family. Perm University Herald. Series «Philosophy. Psychology. Sociology». 2014; 4(20): 111-120. Russian (Хачатрян Л.А. Тенденции изменения современной российской семьи //Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2014. Т. 4, № 20. С. 111-120)
Novikova SV. Psychological preparation is the leading factor in children's readiness for school. The periodical scientific and methodological electronic journal «Koncept». 2019; 6: 13. Russian (Новикова С.В. Психологическая подготовка – ведущий фактор готовности детей к школе //Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № 6. С. 13.) doi: 10.24411/2304-120X-2019-12022
Batrakova LV, Nefedov PV. On preparedness of the children attending municipal preschool educational institutions in rural areas of the Krasnodar region to systematic schooling. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2020; 2(323): 12-15. Russian (Батракова Л.В., Нефедов П.В. О готовности воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений сельской местности Краснодарского края к систематическому обучению в школе //Здоровье населения и среда обитания – ЗНИСО. 2020. № 2(323). С. 12-15.) doi: 10.35627/2219-5238/2020-323-2-12-15
Borzova OM, Danilova MV. Psychological readiness for educational activity of senior preschoolers. World of Science. Pedagogy and Psychology. 2019; 7(6): 61. Russian (Борзова О.М., Данилова М.В. Психологическая готовность к учебной деятельности старших дошкольников //Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 6. С. 61)
https://rosstat.gov.ru/folder/13807
https://ria.ru/20170207/1487325545.html
Статистика просмотров
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.