ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ НЕВРОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ


Федосеева И.Ф., Урбан Е.Н., Бедарева Т.Ю.

Аннотация


Цель исследования – изучить влияние цифрового дистанционного обучения в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации по SARS-CoV-2 на частоту развития неврологических нарушений у школьников.

Материалы и методы. Проведен анализ обращений детей и подростков школьного возраста на амбулаторный неврологический прием в ГАУЗ Кузбасская клиническая больница в течение 6 месяцев, включая период дистанционного обучения.

Результаты. За исследуемый период по поводу неврологических нарушений обратились 152 ребенка школьного возраста, из них по поводу головной боли обратились 124 человека, с жалобами на нарушения сна, тревожность, эмоциональную лабильность – 16 детей, с гиперкинетическим синдромом – 12 детей. Среди больных с головной болью преобладала головная боль напряжения, диагностированная у 50 % детей. Сосудистые нарушения выявлены у 28,2 % школьников. Мигрень диагностирована в 4,8 % случаев. Резидуально-органическое поражение головного мозга выявлено у 9,7 % детей. У 7,2 % обратившихся причиной головной боли служила патология со стороны ЛОР-органов, декомпенсация хронических соматических заболеваний. Диссомнические нарушения и тикозные гиперкинезы превалировали у школьников младшего возраста. У детей с гиперкинетическим синдромом преобладали локальные тики.

Заключение. Изменение образа жизни во время карантинных мероприятий, ограничение общей двигательной активности, неподвижная напряженная поза ребенка, в течение длительного времени находящегося у экрана монитора, продолжительная интенсивная зрительная нагрузка, неопределенность социальной ситуации способствуют возникновению неврологических функциональных нарушений в виде головной боли напряжения, тревожности и диссомнических нарушений, а также тикозных гиперкинезов. Доминирующей патологией среди выявленных функциональных неврологических нарушений у школьников является головная боль напряжения. Диссомнические нарушения и тикозные гиперкинезы возникают преимущественно у младших школьников в возрасте 7- 9 лет.


Ключевые слова


неврология; головная боль напряжения; дистанционное обучение; дети; подростки

Полный текст:

Full Text HTML Full Text PDF

Литература


Dalton L, Rapa E, Stein A. Protecting the psychological health of children through effective communication about COVID-19. Lancet Child Adolesc Health. 2020; 4(5): 346-347. DOI: 10.1016/S2352-4642(20)30097-3

Kuchma VR, Sedova AS, Stepanova MI, Rapoport IK, Polenova MA, Sokolova SB, et al. Life and wellbeing of children and adolescents studying remotely during the epidemic of a new coronavirus infection (Covid‑19). Problems of school and university medicine and healt. 2020; 2: 4-23. Russian (Кучма В.Р., Седова А.С., Степанова М.И., Рапопорт И.К., Поленова М.А., Соколова С.Б. и др. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (Covid‑19) //Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020. № 2. С. 4-23)

Sergeev AV, Rachin AP. Tension-type headache in children: basics of diagnosis and therapy. Pharmateca. 2015; 11(304): 12-16. Russian (Сергеев А.В., Рачин А.П. Головная боль напряжения у детей: основы диагностики и терапии //Фарматека. 2015. № 11(304). С. 12-16)

Rachin A.P., Yudel'son Ya.B., Sergeev A.V. Epidemiology of chronic daily headache in children and adolescents. Pain. 2004; 2(3): 27-30.Russian (Рачин А.П., Юдельсон Я.Б., Сергеев А.В. Эпидемиология хронической ежедневной головной боли у детей и подростков //Боль. 2004. № 2(3). С. 27-30)

Sergeev AV. Migraine and tension-type headache in children: the approach to effective treatment. Part 1. Current pediatrics. 2012; 11(5): 64-69. Russian (Сергеев А.В. Мигрень и головная боль напряжения у детей: основные подходы к эффективной терапии //Вопросы современной педиатрии. 2012. Т. 11, № 5. С. 64-69)

Fedoseeva IF, Poponnikova TV. Condition of bioelectric activity of the brain in children with tic disorders. Medicine in Kuzbass. 2012; 11(3): 41-46. Russian (Федосеева И.Ф., Попонникова Т.В. Состояние биоэлектрической активности головного мозга у детей с тикозными гиперкинезами //Медицина в Кузбассе. 2012. Т. 11, № 3. С. 41-46)

Nesterovskiy YuE, Zavadenko NN, Shipilova EM. Tension headaches in children and adolescents. Russian Medical Journal. 2015; 22: 1348-1352. Russian (Нестеровский Ю.Е., Заваденко Н.Н., Шипилова Е.М. Головные боли напряжения у детей и подростков //Российский медицинский журнал. 2015. № 22. С. 1348-1352)

Headache Classification Committee of the International Headache Society (IHS). The International Classification of Headache Disorders, 3rd edition (beta version). Cephalalgia. 2013; 33(9): 629-808. DOI: 10.1177/0333102413485658

Bonfert M, Straube A, Schroeder AS, Reilich P, Ebinger F, Heinen F. Primary Headache in Children and Adolescents: Update on Pharmacotherapy of Migraine and Tension-Type Headache. Neuropediatrics. 2013; 44(1): 3-19. DOI: 10.1055/s-0032-1330856

Nesterovskiy YuE, Zavadenko NN, Shipilova EM, Suvorinova NYu. School disadaptation in pediatric and neurologiс practice. Consilium Medicum. 2017; 19(2-3): 28-33. Russian (Нестеровский Ю.Е., Заваденко Н.Н., Шипилова Е.М., Суворинова Н.Ю. Школьная дезадаптация в практике педиатра и невролога //Consilium Medicum. 2017. Т. 19, № 2-3. С. 28-33.) DOI: 10.26442/2075-1753_19.2.3.28-33


Статистика просмотров

Загрузка метрик ...

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.