ДИНАМИКА МАССЫ ТЕЛА ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г. КЕМЕРОВО


Перевощикова Н.К., Селиверстов И.А., Дракина С.А., Вакулова Т.М.

Аннотация


Цель исследованияизучить тенденции изменений массы тела у детей 6 и 7 лет за период обучения в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

Материалы и методы. Исследование проводилось на основании добровольного информированного согласия законных представителей детей в течение 2017-2018 гг. на базе Центра здоровья ГАУЗ КО «Кемеровская городская детская клиническая больница № 1». Под наблюдением находились 603 ребенка, посещавших подготовительные группы ДОУ, из них: мальчиков 6 лет – 181 (в среднем 6 лет, 6 мес. ± 3,33 мес.), 7 лет – 132 (в среднем 7 лет 2 мес. ± 1,74 мес.), девочек 6 лет – 174 (в среднем 6 лет 6 мес. ± 3,13 мес.), 7 лет – 116 (в среднем 7 лет 2 мес. ± 1,85 мес.). Всем детям проведено исследование антропометрических параметров физического развития (ФР) с помощью детского модуля компьютерных программ «Antropo 2009 1.3.0.5». Рацион питания оценивался методом анкетирования родителей в период отсутствия посещений детьми ДОУ – отпуска родителей, запланированного ремонта учреждения, карантинных мероприятий.

Заключение. При исследовании физического развития детей подготовительных групп ДОУ средний гармоничный вариант физического развития выявлен лишь у каждого третьего ребенка. Масса тела во всех возрастных и половых группах характеризовалась неоднородностью и значительными колебаниями фактических величин по отношению к прогнозируемым значениям.

Дети с ФР ниже среднего имели избыток веса (60,0 %), с низким уровнем физического развития – дефицит массы. У всех детей с ФР выше среднего и высоким отмечена тенденция к дефициту веса (55,56 % и 54,16 %), избыток массы отмечен у 44,44 % и 45,85 %, соответственно. Для оценки физического развития в группе мальчиков 6 и 7 лет, девочек 6 лет предпочтительно использовать метод сигмальных отклонений, в группе девочек 7 лет в равной степени возможно использовать как метод центильных таблиц, так и метод сигмальных отклонений. Питание детей в домашних условиях нарушало принципы рациональности согласно нормативам, рекомендованным СанПиН.


Ключевые слова


дети; дошкольники; масса тела; подготовительная группа ДОУ

Полный текст:

Full Text HTML

Литература


Rees A, Thomas N, Brophy S, Knox G, Williams R. Cross sectional study of childhood obesity and prevalence of risk factors for cardiovascular disease and diabetes in children aged 11-13. BMC Public Health. 2009; 9(86): 6

Clark LT, El-Atat F. Metabolic syndrome in African Americans: implications for preventing coronary heart disease. Clin. Cardiol. 2007: 30(4): 161-164

Perevoshchikova NK, Seliverstov IA, Drakina SA, Chernykh NS. Physical development of preparatory groups children at preschool educational institutions in Kemerovo. Mother and Baby in Kuzbass. 2020; 3(82): 41-50. Russian (Перевощикова Н.К., Селиверстов И.А., Дракина С.А., Черных Н.С. Физическое развитие детей подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений г. Кемерово //Мать и Дитя в Кузбассе. 2020. № 3(82). С. 41-50.) DOI: 10.24411/2686­7338­2020­10034

Chirkina TM, Aslanov BI, Dushenkova TA, Rischuk SV. Child and adolescent obesity prevalence in St. Petersburg. Preventive and clinical medicine. 2016; 4(61): 11-17. Russian (Чиркина Т.М., Асланов Б.И., Душенкова Т.А., Рищук С.В. Распространенность ожирения среди детей и подростков Санкт-Петербурга //Профилактическая и клиническая медицина. 2016. № 4(61). С. 11-17)

WHO Global Strategy on Diet, Physical Activity and Health (Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью ВОЗ). Электронный ресурс: https://www.who.int/dietphysicalactivity/childhood/ru

Zavyalova TP, Starodubtseva IV. Obesity at pre-school age: pedagogical viewpoint to the problem. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2019; 6(172): 68-73. Russian (Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. Ожирение в дошкольном возрасте: педагогический взгляд на проблему //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 6 (172)), с.68-73)

Starodubtseva IV, Zavyalova TP. An analysis of the psychophysical development of children aged 6 to 7 with overweight and with obesity. Tomsk State University Journal. 2020; 452: 211-218. Russian (Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Изучение особенностей физической подготовленности и умственного развития детей 6-7 лет с избыточной массой тела и ожирением //Вестник Томского государственного университета. 2020. № 452. С. 211-218)

Universal assessment of the physical development of primary schoolchildren. A guide for medical workers /ed. AA Baranov, VR Kuchma, LM Sukhareva et al. M.: NTsZD RAMS, 2010. 34 p. Russian (Универсальная оценка физического развития младших школьников. Пособие для медицинских работников /под ред. А.А. Баранова, В.Р. Кучма, Л.М. Сухаревой и др. М.: НЦЗД РАМН, 2010. 34 с.)

Pinto RP, Nunes AA, de Mello LM. Analysis of factors associated with excess weight in school children. Rev Paul Pediatr. 2016; 34(4): 460-468. DOI: 10.1016/j.rpp.2016.04.002

Batrakova LV, Nefedov PV, Zacharchenko IS. Physical development of preschool children of rural localityof the krasnodar edge. Kuban Scientific Medical Bulletin. 2017; 24(4): 13-17. Russian (Батракова Л.В., Нефёдов П.В., Захарченко И.С. Физическое развитие дошкольников сельской местности Краснодарского края //Кубанский научный медицинский вестник. 2017. Т. 24, № 4. С. 13-17)

Khodzhieva MV, Skvortsova VA, Borovik TE, Namazova-Baranova LS, Margieva TV, Bushueva TV, et al. Evaluating the physical development of early age schoolchildren (7-10 years): cohort study results. Pediatric Pharmacology. 2016; 13(4): 362-366. Russian (Ходжиева М.В., Скворцова В.А., Боровик Т.Э., Намазова-Баранова Л.С., Маргиева Т.В., Бушуева Т.В. и др. Оценка физического развития детей младшего школьного возраста (7-10 лет): результаты когортного исследования //Педиатрическая фармакология. 2016. Т. 13, № 4. С. 362-366)


Статистика просмотров

Загрузка метрик ...

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.