РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОЛИНГВАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ В АСПЕКТЕ ОВЛАДЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ

Синевич О.Ю., Четверикова Т.Ю.

Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Россия 

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОЛИНГВАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ В АСПЕКТЕ ОВЛАДЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ 

В статье дана оценка реабилитационному потенциалу долингвальных детей с кохлеарным имплантом в аспекте овладения ими связной речью. С этой целью проведено исследование, участниками которого стали три группы испытуемых. Это рано оглохшие дети, имплантированные после 4 лет; дети с IV степенью сенсоневральной тугоухости; дети возрастной нормы. Установлено, что поздняя имплантация долингвального ребёнка с последующим его пребыванием среди сверстников и взрослых с нарушенным слухом не обеспечивает интенсивного спонтанного речевого развития, несмотря на регулярный характер коррекционной работы. Более высокие показатели развития связной речи имеют долингвальные дети с кохлеарным имплантом, общение которых осуществляется без использования дактильной и жестовой речи.

Ключевые слова: кохлеарная имплантация (КИ); долингвальный период; нарушения слуха; сенсоневральная тугоухость; глухие дети; реабилитация; связная речь

Sinevich O.Yu., Chetverikova Т.Yu.

Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia

REHABILITATION POTENTIAL OF PRE-LINGUISTIC CHILDREN WITH COCHLEAR IMPLANT IN THE ASPECT OF COHERENT SPEECH MASTERING

The article assesses the rehabilitation potential of pre-lingual children with a cochlear implant in the aspect of mastering their coherent speech. For this purpose, a study was conducted, which participants were three groups of subjects. These are early deaf children, implanted after 4 years; children with IV degree of sensorineural hearing loss; normally developed children. It was found that the late implantation of a pre-lingual child with his subsequent stay among peers and adults with hearing impairment does not provide intensive spontaneous speech development, despite the regular nature of correctional work. Pre-lingual children with a cochlear implant have higher rates of coherent speech development, their communication is carried out without the use of dactyl and sign language.

Key words: cochlear implantation (CI); the pre-linguistic period; hearing impairment; sensorineural hearing loss; deaf children; rehabilitation; coherent speech 

Корреспонденцию адресовать:

СИНЕВИЧ Ольга Юрьевна
644099, г
. Омск, Набережная Тухачевского, д. 14, ФГБОУ ВО ОмГПУ Минобрнауки России

E-mail: sinevich.olga@mail.ru

Сведения об авторах:

СИНЕВИЧ Ольга Юрьевна
канд. мед. наук, доцент, кафедра дефектологического образования, ФГБОУ ВО ОмГПУ, г. Омск, Россия
E-mail: sinevich.olga@mail.ru

ЧЕТВЕРИКОВА Татьяна Юрьевна
канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой
дефектологического образования, ФГБОУ ВО ОмГПУ, г. Омск, Россия
E-mail:
t_chet@omgpu.ru

Information about authors:

SINEVICH Olga Yurievna
candidate of medical sciences, docent, department of defectology education, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia
E-mail: sinevich.olga@mail.ru

CHETVERIKOVA Tatiana Yurievna
candidate of pedagogical sciences, docent, head of the department of defectology education, Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russia
E-mail: t_chet@omgpu.ru

Кохлеарная имплантация (КИ) в настоящее время является наиболее эффективным методом реабилитации лиц с тяжёлой тугоухостью и глухотой. По этой причине данный метод в последние годы приобретает всё большую популярность. Это выражается в росте числа операций, в расширении показаний к КИ, в снижении возраста пациентов, подлежащих оперативному вмешательству для восстановления слуховых ощущений.
Рассматривая специфику названного высокотехнологичного вида медицинской помощи, И.В.
 Королева отмечает, что КИ не следует отождествлять исключительно с хирургической операцией. Это более широкое понятие. Оно включает систему мероприятий, структурными компонентами которой являются отбор пациентов, проведение комплексного диагностического обследования, собственно хирургическое вмешательство и последующая слухоречевая реабилитация лиц с КИ [1].
Современные научные изыскания в области медицины направлены на совершенствование технологии проведения операции [2], установление способов минимизации рисков хирургической травмы в связи с вживлением электродов в улитку внутреннего уха [3], на уточнение критериев отбора кандидатов на КИ [4] и др.

Так, В.Е.
 Кузовков веско обосновывает, что в процессе операции важно учесть факторы хирургической травмы. При минимизации каждого из аспектов хирургической травмы будет обеспечено снижение тяжести послеоперационного периода. В результате могут быть расширены показания к операции по КИ. Автор убедительно доказывает, что имплантацию детей следует осуществлять с применением «классической» методики [3].
Щербакова
 Е.В., обращаясь к вопросу об отборе кандидатов на КИ, осуществила анализ комплекса различных факторов в целях прогнозирования эффективности имплантации детей. К числу таких факторов автор относит возраст и давность («стаж») тугоухости. Щербакова Е.В. пишет, что наиболее оптимальным для проведения операции является возраст от 1 года до 5 лет при стаже патологии слуха до 2 лет. На остальных возрастных этапах эффективность КИ, по мнению учёного, следует рассматривать в качестве пониженной и низкой [4].
К настоящему времени учёными определены наиболее перспективные группы лиц для КИ, в числе которых дети младенческого и раннего возраста, а также постлингвальные (позднооглохшие) пациенты. Каждая из этих групп располагает высоким реабилитационным потенциалом. После подключения речевого процессора такие пациенты демонстрируют быструю адаптацию к миру звуков, успешное слухоречевое развитие, что обеспечивает повышение качества жизни.

В то же время, значительной по количественному составу является группа долингвальных пациентов, операция которым по тем или иным причинам была проведена в 4 года и позднее.

Вопросы, касающиеся комплексного (медико-психолого-педагогического) сопровождения и реабилитационного потенциала относительно поздно имплантированных долингвальных детей, продолжают оставаться недостаточно изученными, требуя особого внимания со стороны учёных и практических работников разного профиля.

В целях выявления реабилитационного потенциала ранооглохших детей с КИ нами было организовано и проведено исследование. Выборку составили три группы младших школьников в возрасте 8 лет. Это дети с КИ, а также их сверстники с
IV степенью тугоухости и с сохранным слуховым анализатором. Численный состав каждой группы – 24 человека (всего 72 испытуемых). Путём сопоставительного анализа данных, зафиксированных в каждой группе испытуемых, устанавливалось качественное своеобразие связной речи долингвальных детей, имплатрированных в возрасте от 4,5 до 7 лет.
Представим сведения о каждой группе испытуемых.

Дети с КИ составили экспериментальную группу 1 (ЭГ 1). До операции им была диагностирована сенсоневральная тугоухость IV степени (66,7 %) и глухота (33,3 %) различного генеза. Дети родились с нарушением слуха (29,2 %) либо утратили его в течение первого года жизни (70,8 %). Врождённая тугоухость неясной этиологии обнаружена в 5 случаях.

Только двое детей воспитываются в семьях неслышащих родителей.

Два ребёнка имплантированы билатерально: в одном случае одномоментно, а в другом – с перерывом через 2 года. Остальным испытуемым проведена монолатеральная операция, в связи с чем на втором ухе они носят слуховой аппарат.

Согласно данным анамнеза, у троих пациентов при КИ отмечались следующие осложнения: продолжительное (более двух недель) заживление послеоперационной раны, расстройство вкуса, возникшая в ближайшем послеоперационном периоде гематома.

Сведения о возрасте, в котором пациенты подверглись оперативному вмешательству, отражены в таблице 1.
 

Таблица 1. Возраст участников исследования на момент операции
Table 1. Age of participants in the study at the time of surgery

Возраст на момент операции

Количество детей

чел.

%

4,6-5 лет

3

12,5

5-5,5 лет

9

37,5

5,5-6 лет

5

20,8

6-6,5 лет

4

16,7

6,5-7 лет

3

12,5

  Как следует из содержания представленной таблицы, дети подверглись оперативному вмешательству сравнительно поздно, при этом большинство из них – только после 5 лет. Фактически таким же является «стаж» глухоты или тугоухости долингвальных испытуемых.
До проведения операции по КИ дети воспитывались в семьях либо посещали детские сады компенсирующего вида. Но начало коррекционной работы явилось отсроченным: с 4 лет и позже. По достижении 7-летнего возраста дети не смогли достичь уровня общего и речевого развития, близкого к показателям возрастной нормы. В результате, по согласованию со специалистами, родители приняли решение сделать выбор в пользу специализированной школы, отказавшись от инклюзивной практики, при которой подразумевается интеграция ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников [5].

Так, 37,5 % испытуемых осваивают адаптированные основанные общеобразовательные программы (АООП) для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), то есть вместе со сверстниками с речевой патологией, а остальные (62,5 %), в том числе 2 ребёнка, воспитывающиеся глухими родителями, – АООП для слабослышащих.

Дети с
IV степенью сенсоневральной тугоухости составили экспериментальную группу 2 (ЭГ 2). Эти школьники имеют тугоухость врождённого (20,8 %) и неясного (16,7 %) генеза, а также ототоксической (12,5 %), постменингитной (25 %) и постинфекционной (25 %) этиологии. До зачисления в школу дети посещали детский сад компенсирующего вида (87,5 %) либо воспитывались в семьях (12,5 %). Испытуемые пользуются слуховыми аппаратами: протезированы бинаурально (33,3 %) и моноурально (66,7 %).
Все школьники осваивают АООП для слабослышащих обучающихся. Картина речевого развития одного ученика осложняется тем, что он является ребёнком-инофоном. Его слышащие родители в кругу семьи поддерживают общение не на русском, а на родном для них языке (казахском). Ситуация билингвизма при недоразвитии речи, обусловленном первичным нарушением, создаёт дополнительные трудности в овладении коммуникативными навыками и освоении языковой системы [6].

Дети возрастной нормы составили экспериментальную группу 3 (ЭГ 3). Они обучаются в массовой школе. Никто из испытуемых не имеет статуса ребёнка с инвалидностью.

Испытуемым каждой группы предлагалось выполнить три диагностических задания: рассказать о себе, составить текст с использованием опорных слов и предметной картинки «Белка», построить связное высказывание по серии из 3 картинок «На даче». Содержание заданий для всех испытуемых было одинаковым, это же касается и процедуры проведения обследования, имевшей индивидуальный характер.

Полученные результаты дополнялись сведениями, зафиксированными в ходе наблюдений за межличностным взаимодействием детей с КИ и тугоухостью со взрослыми и сверстниками, а также данными опроса их родителей и бесед с педагогами.

Оценка речевой продукции испытуемых осуществлялась по ряду параметров, что отражено в таблице 2, где в обобщённом виде представлены полученные результаты.
 

Таблица 2. Оценка речевой продукции трёх групп испытуемых
Table 2. Evaluation of speech production of three groups of study participants

Оцениваемые параметры

ЭГ 1

ЭГ 2

ЭГ 3

% – количество респондентов

Содержательность высказываний

20,8 %

12,5 %

100 %

Соответствие текстовой продукции заданной теме

100 %

100 %

100 %

Адекватность структурной организации (наличие зачина, основной части, концовки)

8,3 %

0 %

87,5 %

Грамматическое оформление

Единичные грамматические ошибки – 100 %

Стойкий аграмматизм – 100 %

Аграмматизмы отсутствуют – 100 %

Точность употребления лексики, объём словаря

50 %
Словарь беден

0 %
Словарь резко ограничен

91,7 %
Достаточный объём словаря

Наличие простых распространённых предложений

100 %

100 %

100 %

Наличие предложений, осложнённых однородными членами

0 %

0 %

100 %

Наличие сложных предложений

0 %

0 %

87,5 %

Количество предложений в одном тексте

10-12

8-11

18-21

Средняя длина предложения

3-5 слов

3-4 слова

7-8 слов

Сформированность средств межфразовой связи

0 %

0 %

100 %

Интонационная выразительность

0 %

0 %

83,3 %

Ясность речи, адекватность звукового оформления

58,3 %

0 %

100 %

Правильность установления последовательности картинок серии (для задания 3)

100 %

100 %

100 %

Согласно полученным данным, дети с КИ, как и их слабослышащие сверстники, способны продуцировать небольшие по объёму описательные и повествовательные рассказы, соответствующие заданной тематике. При этом не наблюдается неоправданных привнесений и искажения фактов. В то же время, в отличие от своих здоровых сверстников, испытуемые ЭГ 1 и ЭГ 2 строят неполноценные с точки зрения структуры и недостаточно информативные высказывания, в которых отсутствуют не только те или иные детали, но и значимые части. И школьники с КИ, и их сверстники с тугоухостью оперируют простыми синтаксическими конструкциями, не продуцируя сложных и не употребляя предложений с однородными членами. Количество предложений в текстах, а также лексических единиц в составе предложений практически совпадает: немного более высокие показатели обнаружены в ЭГ 1. Интонационная выразительность речи страдает у обеих групп детей. Отмечается необоснованно частый повтор одних и тех же лексических единиц в рядом стоящих предложениях.
В то же время, в связной речи испытуемых ЭГ 1 и ЭГ 2 обнаруживаются определённые отличия. Так, респонденты с КИ имеют более богатый словарь и демонстрируют его более точное использование в составе предложений, чем их слабослышащие сверстники. Кроме того, у испытуемых из ЭГ 1 не наблюдается грубых и стойких аграмматизмов, тогда как в ЭГ 2 аграмматизмы многочисленны и имеют стойкий характер. В плане ясности и адекватности звукового оформления связного высказывания респонденты с КИ продемонстрировали результаты, близкие к показателям возрастной нормы.

Наиболее выраженные и заметные отличия в связной речи обнаруживаются между имплантированными детьми и их здоровыми сверстниками. Так, в отличие от испытуемых из ЭГ 3, младшие школьники с КИ:

-        с трудом наполняют синтаксические структуры соответствующей лексикой, оперируют узким кругом лексических единиц в связи с ограниченностью словарного запаса, а также по причине недоразвития словообразовательных операций;

-        не строят сложных предложений, а также конструкций с однородными членами;

-        не владеют средствами межфразовой связи и не могут эмоционально преподнести составленный текст, что свидетельствует о неполноценности интонационного компонента устной речи;

-        испытывают сложности при структурировании текста, «сворачивая» либо полностью исключая как значимые части рассказа (чаще всего зачин и концовку), так и второстепенные микротемы.

Как было отмечено выше, исследование предусматривало проведение психолого-педагогических наблюдений за детьми с КИ и их сверстниками с тугоухостью. Наблюдения осуществлялись в процессе уроков, а также в ходе неформального общения младших школьников друг с другом и взрослыми.

Отмечено, что в учебной деятельности дети с КИ и тугоухостью по требованию сурдопедагога пользуются словесной речью, не применяя специфических средств коммуникации, к числу которых относятся жестовая и дактильная речь. В свободное от учебных занятий время (при взаимодействии друг с другом) дети, обучающиеся в школе для слабослышащих, отдают предпочтение невербальным средствам коммуникации.

Иная картина наблюдается в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Интегрированные в эти образовательные организации ученики с КИ (37,5 %) пользуются исключительно словесной речью не только с педагогами, но и с другими обучающимися. Это обусловлено тем, что никто из учащихся этой школы не знаком со специфической системой коммуникации, используемой глухими и слабослышащими людьми.

Родители (91,7 %), воспитывающие детей с КИ, в процессе опроса отметили, что перестроили своё общение с ребёнком: полностью отказались от использования жестовой речи и дактилологии, чтобы обеспечить речевое развитие на новой для него основе. Только в 8,3 % случаев родители, являясь неслышащими людьми, отметили, что их взаимодействие с ребёнком осуществляется с использованием специфических невербальных средств коммуникации.

В ходе бесед с педагогами и в процессе наблюдения за особенностями коммуникации слышащих родителей со своими детьми с КИ было выявлено, что родители, хотя и сообщают об отказе использовать жестовую речь, периодически прибегают к ней в следующих случаях:

-        при непонимании ребёнком содержания устного сообщения. Если высказывание адресуется ребёнку с КИ от лица чужого взрослого человека, а ребёнок выдерживает длительную паузу, не предлагая ответа, родители берут на себя функцию переводчика (либо формулируют ответ самостоятельно);

-        в ходе группового общения, участниками которого является не только их ребёнок с КИ, но и его слабослышащие одноклассники;

-        при возникновении необходимости быстро передать информацию ребёнку и получить от него моментальный ответ.

Как регулярное взаимодействие со слабослышащими сверстниками с использованием жестовой речи, так и названные стратегии коммуникативного поведения родителей не обеспечивают ребёнку с КИ своевременного перехода на путь речевого развития, который свойственен детям возрастной нормы. В результате долингвальные относительно поздно имплантированные дети нуждаются в пролонгированном периоде реабилитации и систематической помощи со стороны специалистов для обеспечения возможности спонтанного овладения речевой деятельностью на новой сенсорной основе.

Отдельно были изучены особенности связной речи детей с КИ внутри этой группы.

Установлено, что младшие школьники с КИ, интегрированные в школы для детей с ТНР (37,5 %), продуцируют связные высказывания более высокого качества, чем их сверстники с КИ из школы для слабослышащих (62,5 %), хотя ряд специфических типов ошибок является для этих подгрупп испытуемых общим, что следует из содержания таблицы 3.
 

Таблица 3. Оценка речевой продукции испытуемых с кохлеарной имплантацией
Table 3. Evaluation of speech production of subjects with cochlear implantation

Оцениваемые параметры

Дети с КИ, обучающиеся совместно

со слабослышащими сверстниками (15 чел.)

со сверстниками с ТНР (9 чел.)

количество респондентов (чел.)

Содержательность высказываний

0

5

Соответствие текстовой продукции заданной теме

У всех обучающихся

Адекватность структурной организации (наличие зачина, основной части, концовки)

0

2

Грамматическое оформление

Единичные грамматические ошибки у всех обучающихся

Точность употребления лексики, объём словаря

4
Словарь беден

8
Словарь беден

Наличие простых распространённых предложений

У всех обучающихся

Наличие предложений, осложнённых однородными членами

Отсутствуют у всех обучающихся

Наличие сложных предложений

Отсутствуют у всех обучающихся

Количество предложений в одном тексте

10 - 11

11 - 12

Средняя длина предложения

3 – 4 слова

4 – 5 слов

Сформированность средств межфразовой связи

Не сформированы у всех обучающихся

Интонационная выразительность

Не сформирована у всех обучающихся

Ясность речи, адекватность звукового оформления

6

8

Правильность установления последовательности картинок серии (для задания 3)

У всех обучающихся

Так, в обеих подгруппах наблюдаются единичные грамматические ошибки и бедность словаря, недостатки интонационного оформления высказываний, неумение оперировать средствами межфразовой связи, а также отсутствие сложных и осложнённых синтаксических конструкций. В то же время младшие школьники, общение которых осуществляется без применения жестовой речи, продуцируют более информативные тексты, уместно вводят в их структуру лексические единицы. Кроме того, при наличии регулярных вербальных коммуникативных практик у ребёнка с КИ быстрее осуществляется автоматизация фонетических элементов речи, что обеспечивает ясность звукового оформления высказываний.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют сформулировать следующие выводы.

1.      Долингвальные дети, имплантированные в 4,5-7 лет, коррекционная работа с которыми началась поздно, не достигают к началу школьного обучения уровня развития связной речи, соответствующего показателям возрастной нормы. В речевой продукции детей с КИ отмечается ряд специфических типов ошибок, свойственных их слабослышащим сверстникам.

2.      Организация обучения долингвального ребёнка с КИ в среде слабослышащих сверстников, активно использующих специфические средства коммуникации в виде жестовой и дактильной речи, не обеспечивает младшим школьникам с восстановленным слухом интенсивного спонтанного речевого развития, несмотря на регулярный характер коррекционной работы и создание педагогами слухоречевой среды в ходе учебной деятельности.

3.      Дети с КИ, интегрированные в среду сверстников с тяжёлыми нарушениями речи, находятся в окружении лиц, не владеющих жестовой и дактильной речью, в связи с чем их общение с одноклассниками и педагогами является словесным. Это позволяет имплантированному ребёнку, несмотря на позднее медицинское вмешательство, достигать хороших результатов в овладении способностью продуцировать высказывания, завершённые по смыслу и структуре.

4.      Речевое поведение слышащих родителей, практикующих периодическое общение со своим имплантированным ребёнком с использованием невербальных средств коммуникации, являются фактором, негативно влияющим на связную речь, задерживающим её полноценное развитие у детей с КИ.

5.      Часть долингвальных детей с КИ воспитывается в семьях неслышащих родителей, которые в процессе межличностной коммуникации друг с другом, со своим ребёнком и ближайшим социальным окружением активно пользуются жестовой речью. Такие дети находятся в условиях вынужденного билингвизма и нуждаются в регулярном взаимодействии со слышащими людьми, без чего переход на путь естественного развития связной речи оказывается невозможным.
 

Информация о финансировании и конфликте интересов

Исследование не имело спонсорской поддержки.
Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
 

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES:

1.      Koroleva IV. Methodological basis of rehabilitation of prelingually deaf children after cochlear implantation. Part 2. Macro- and micro-structural components of organization of rehabilitation. Russian Otorhinolaryngology. 2013; 4(65): 45-49. Russian (Королева И.В. Научно-методологические основы реабилитации рано оглохших детей после кохлеарной имплантации. Часть 2. Макро- и микроструктурные компоненты организации реабилитации //Российская оториноларингология. 2013. № 4(65). С. 45-49)
2.
      Paschinina OA. Features of the surgical stage of cochlear implantation in patients who underwent meningitis: The author's abstract of the dissertation of the candidate of medical sciences. St. Petersburg, 2011. 24 p. Russian (Пащинина О.А. Особенности хирургического этапа кохлеарной имплантации у пациентов, перенесших менингит: Автореф. дис ... канд. мед. наук: 14.01.03. Санкт-Петербург, 2011. 24 с.)
3.      Kuzovkov VE. Modern surgical approaches to cochlear implantation: The author's abstract of the dissertation of the doctor of medical sciences. St
. Petersburg, 2011. 46 p. Russian (Кузовков В.Е. Современные хирургические подходы к проведению кохлеарной имплантации: Автореф. дис ... докт. мед. наук: 14.01.03. Санкт-Петербург, 2011. 46 с.)
4.
      Shcherbakova EV. Optimization of selection of candidates for cochlear implantation: The author's abstract of the dissertation of the candidate of medical sciences. St. Petersburg, 2009. 24 p. Russian (Щербакова Е.В. Оптимизация отбора кандидатов на кохлеарную имплантацию: Автореф. дис ... канд. мед. наук: 14.00.04. Санкт-Петербург, 2009. 24 с.)
5.
      Kuzmina OS. Problems of preparation of teachers to work in conditions of inclusive education. Review of pedagogical research. International Research Journal. 2016; (4-3): 71-74. Russian (Кузьмина О.С. Проблемы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: обзор педагогических исследований //Междунар. науч.-исследовательский журнал. 2016. № 4-3. С. 71-74)
6.      Vikzhanovich SN. Specifics of speech of children bilinguals.
International Research Journal. 2016; (4-3): 22-24. Russian (Викжанович С.Н. Специфика речевого развития детей-инофонов //Междунар. науч.-исследовательский журнал. 2016. № 4-3. С. 22-24)

Статистика просмотров

Загрузка метрик ...

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.